KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Развитие творческой и рефлексивно-эмоциональной сферы личности студента как ценностно-базовых ориентиров курса «Самопознание»
Развитие творческой и рефлексивно-эмоциональной сферы личности студента как ценностно-базовых ориентиров курса «Самопознание»
17 октября 2017    Автор / Оспанова Б.А., дпн, профессор Международного КазТУ им.Х.А. Ясави, член-корр.РАЕ, член-корреспондент МАНПО, член Европейской академии, Туркестан.

Приоритетная роль в гуманизации содержания образования принадлежит, на наш взгляд, человековедческим дисциплинам, таким как курс «Самопознание», который позволяет студентам лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и эмоционально-волевой саморегуляции, осознать свою уникальность и индивидуальность.

Данная проблема особенно актуальна, если учитывать, что сегодняшняя молодежь – это будущее государства, стратегический ресурс страны.

Юношеский возраст – период становления системы ценностей – традиционно связан с обучением в вузе, поэтому на повестку дня встал вопрос эффективного использования возможности высших учебных заведений как центров не только образовательного, научного, но и духовно-нравственного развития. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии, социальное и личностное самоопределение. Усваивая духовные ценности окружающей социальной группы, переработкой их в сознании, юноша начинает реализовывать приобретённый багаж, активно используя его в различных видах деятельности.

Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В то же время духовные потребности стимулирует внутреннюю жизнь личности, её эмоциональный мир, сознание, создают психологическое напряжение, которое побуждает к социальной активности.   

Мы полагаем, что, содействуя проявлению студентом собственной индивидуальности, способствуем проявлению творческости. В качестве основного развития творческости студента мы  придерживаемся идеи Е.Л. Яковлевой о введении принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом проблемой становится не выполняемое студентом задание, а его эмоциональное отношение как самодостаточное проявление индивидуальности, а стало быть и творческости. Необходимыми психологическими условиями развития творческости являются безоценочность, принятие, поддержка и безопасность. «Для того, чтобы знания воспитывали, - писал А.Н. Леонтьев, - нужно воспитать отношение к самим знаниям».

Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, опираясь на известную таксономию целей обучения по Б.С. Блуму, выделяют когнитивную, эмоционально-ценностную и операционную стороны обучения. Для нас в данном случае важно подчеркнуть, что при таком подходе сохраняется эмоционально-ценностная функция обучения.

В ряде современных теорий эмоция рассматривается не только как оценка, но и как тип знания, тип «познания». Так, Р. Бак, наряду с широко используемым понятием «социальная компетентность», выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которая определяется как способность действовать с внутренней  средой своих чувств и желаний. Р. Бак указывает, что социальная и эмоциональная компетентность взаимно поддерживает друг друга, точное, эмоциональное общение усиливает способность действовать и с другими людьми, и со своими чувствами и желаниями.

На роль эмоции в разрешении так называемой «задачи на смысл» указывают А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. Эмоции отражают не только биологический, но и личностный смысл: «Связь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями».

Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». П. Соловей включает в понятие «эмоциональный интеллект» следующие способности: способность владеть собственными эмоциями; способность к самомотивации; способность к распознаванию эмоций других; коммуникативная способность.

В последние годы внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет предложенное Дж. Эврилл и К.Т. Ноулз понятия «эмоциональной креативности», в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт. Общепринятыми критериями творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как ее соответствие потребностям, ценностям и интересам субъекта, и принимается как критерий творческости эмоциональной реакции.

Учитывая возрастные и социальные особенности студентов, сегодня акцент в развитии личности студентов необходимо поставить на саморазвитии, подкрепленном развитием самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности, включая целеполагание, планирование, эмоциональную устойчивость. Первостепенное значение среди них имеют потребностно-мотивационная, эмоциональная сферы и способности к творческой деятельности. Взяв во внимание особенности студенческого возраста, есть основания предполагать, что системообразующим личностным свойством саморазвития является рефлексия. Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, Д.Р. Узнадзе, К.А. Абульхановой-Славской о рефлексии в жизни человека в целом или отдельных ее этапов, а также на собственные исследования отметим, что, по-видимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, осмыслению себя и своих особенностей соотносительно с окружающими. В студенческом возрасте может наиболее эффективно развиваться способность к конструктивной, по выражению К.А. Абульхановой-Славской, рефлексии, к рефлексивной работе с проблемами. Рефлексивность – это свойство, характеризующее возможность человека направлять мыслительную активность на выявление и преобразование предпосылок и регулятивов психических процессов сознания, деятельности, общения и поведения в целом. В современной психологии имеются 3 основных понимания рефлексии: натуралистическое, интеллектуалистическое и личностно-смысловое. Для личностно-смыслового понимания рефлексии характерно то, что субъект имеет возможность актуализировать и реализовать себя максимально целостно как творческая личность.

Поскольку предметом нашего особого внимания является творческость, которую мы рассматриваем как реализацию студентом собственной индивидуальности, наиболее близкими для нас принципами развивающего обучения будут выдвинутые А.М. Матюшкиным принципы проблемности, диалогичности и индивидуализации. Мы рассматриваем данную трактовку применительно к эмоциональной сфере как структурному компоненту духовно-нравственной культуры личности студента и его творческости.

Принципы развивающего обучения (проблемность, индивидуализация, рефлексия) использовались нами в курсе «Самопознание» применительно к пониманию мыслей, чувств и действий, себя как отдельного студента, своего сокурсника, пониманию межличностных отношений и закономерности мира.

Задуманный курс «Самопознание», на наш взгляд, должен принципиально отличаться от других дисциплин в вузе по способу планирования учебной работы, выбора форм, методов и приемов проведения занятий. Преподаватель должен не только приходить в студенческую группу с заранее составленным планом, где обозначено строгая последовательность вопросов, подлежащих к усвоению, но и сами студенты могут предложить материал для обсуждения. Ведь, никто кроме них не является экспертом в проблемах и задачах их собственной жизни. Педагог здесь рассматривается как носитель духовности. В то же время, и преподаватель, и студент должны выступать на равных, погружаясь в эту духовность, когда каждому из студентов дается шанс раскрыть свои возможности, преодолеть очередную ступеньку познания мира и себя, проявить творческость на интеллектуальном и эмоциональном уровнях.

Одним из самых важных моментов в преподавании курса «Самопознание» является следование секрету преподавания – «от сердца к сердцу» и здесь огромное значение имеет мастерство преподавателя, его умение создать благоприятный психологический климат в аудитории. Следует учитывать наличие эмоционального отклика студентов, неравнодушие их к содержанию деятельности, желание участвовать в разыгрывании различных ситуаций. Оттого, как мы воспитаем эмоциональную сферу наших студентов, будет зависеть, легко или тяжело им будет идти по жизни, ибо человек всю жизнь держит экзамен перед обществом, и чем выше его творческость, эмоциональная культура, тем легче ему и окружающим.

С целью облегчения перевода когнитивного содержания в эмоциональное на занятиях по «Самопознанию» с первокурсниками мы широко используем диалоговую вовлеченность «студент-студент»; «студент-преподаватель» или студенты анализирует жизненные ситуации, свои собственные поступки, определяют проблемы студенческой жизни. Первокурсники получают возможность высказывать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, учатся принимать верные решения, глубоко видеть все стороны различных проблем, возникающих перед ними. Этому способствует использование интерактивных технологий, таких как арттерапия, психотренинги, релаксационные тренинги, медитации, которые настраивают студентов на позитивное эмоциональное состояние, снимают напряжение. С помощью тренингов внутренней мотивации самоопределения, моделирования ситуаций нравственного выбора, различных упражнений мы создаем у студентов эмоциональный настрой на искренность, доверие и непринужденность. Это вызывает у первокурсников ответное желание говорить откровенно, свободно, пытаться осмысливать себя, определить свои «могу», «хочу», «надо», проектировать свое будущее, задуматься над жизненными и профессиональными целями. Занятия проходят эмоционально насыщенно, методически разнообразно, с использованием игровых приемов, слайд-шоу, инсценировок, имитаций, театрализованных импровизаций, обмена мнениями, дискуссий, дебатов, защиты творческих работ студентов и т.д.

В ходе проводимых занятий мы почувствовали, что в студентах произошли духовные подвижки, заметно повысились показатели уровня эмоциональной культуры, творческости. Это объясняется тем, что сам курс «Самопознание» является для обучаемых не целью, а средством, помогающим совершенствовать человеческие ресурсы, чтобы вписаться в культуру человечества ХХI века. Это поистине, дорога к себе, путь к интеллектуальному, эмоционально-нравственному совершенству, о чем постоянно подчеркивает в своих выступлениях Президент Республиканского Фонда «Бөбек», госпожа С.А. Назарбаева.

Не претендуя не всестороннее освещение этой весьма сложной и актуальной проблемы, хотелось бы, во-первых, сделать эту проблему очевидной. Во-вторых, показать возможности курса «Самопознание» в развитии творческой и рефлексивно-эмоциональной сферы личности студента как востребованного специалиста.      

Литература:

Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопр. Психол. – 1989, С.11-18.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1997.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной активности как основа готовности к самообразованию. – М.,1971.

Buck R. Motivation, Emotion and Cognotion: A Developmental– Interactionist View // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed). V.1. – Chichester: Wiley, 1991, P.101-142.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // психология эмоций. Тексты. – М., 1984.

Goleman D. Emotional Inttelgence. – N.Y.: Bantam Books, 1995.    

Averill J.R., Thomas-Knowles C. Emotional Creativity // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed.). V.I. – Chichester: Wiley, 1991. P. 269-299.

Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции// Коллективная монографияпод ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009, с. 14-63.

Оспанова Б.А. Профессиональное саморазвитие современного специалиста в контексте креативной акмеологии. // Материалы VII Международной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науке в едином образовательном пространстве». - Париж, 2010. С.55-59.

Матюшкин А.М. Теория развивающего обучения. – М.:1996.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.