KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании целостной личности
03 октября 2017    Автор / Алиев Т.Д., доцент кафедры гуманитарных факультетов, Бакинского Государственного университета, Баку.

Человечество характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном, западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Сегодня педагогами недооценивается значение духовно-нравственного воспитания современного молодого поколения, значение общечеловеческих ценностей в системе воспитания, не всегда уделяется должное внимание формированию нравственных привычек, хотя главной особенностью духовно-нравственного развития учащихся является становление его целостной личности, которое не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых взрослыми время от времени. Необходимо, чтобы эта задача формирования гуманности, добропорядочности, толерантности в отношениях с людьми постоянно находилась в центре внимания процесса воспитания и обучения, как в учебном заведении, так и в семье.

Всё это подтверждает необходимость коренного улучшения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. На наш взгляд, основное внимание в достижении кардинального улучшения духовно-нравственного воспитания учащихся следует уделить совершенствованию содержания духовно-нравственного воспитания в современном учебном заведении, взаимосвязи учебной, воспитательной, внешкольной работы с учащимися, а также его связи с семьей. Следует пересмотреть собственно содержание образования с точки зрения нравственного императива: выдвижение на первый план гуманизацию общества, духовное развитие личности, общечеловеческие ценности.

Основной предпосылкой для духовно-нравственного развития личности является самосознание, процесс развития которого включает самопознание и осознание отношений с окружающей действительностью. Задача педагогического руководства заключается в активизации процесса развития самосознания.

Для наиболее эффективного духовно-нравственного развития и формирования самосознания наиболее активными стимулами являются наличие: а) нравственного идеала. Устойчивый высоконравственный идеал определяет содержание и успех формирования самосознания; б) мечты, которая определяет стремление к идеалу, к будущей профессии; в) интересов, связанных с удовлетворением духовно-нравственных и материальных потребностей; г) ясных, конкретных целей, связанных с идеалом.

Отечественные русские философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.А. Соловьев) в своих трудах отмечали, что человеку от природы присуща способность реализовывать духовное. По их мнению, духовность проявляется в стремлении к истине, добру, красоте. Они утверждали, что духовно насыщенная личность – это личность, осознавшая абсолютные ценности.

Научная мысль XX века вызвала необычайный эффект в человеческом мышлении и в отражении его жизни, быте и идеалах человека. Коренным образом изменилось представление о Вселенной. Начались кардинальные изменения в человечеком сознании, в восприятии им окружающего мира. Бурный рост прикладных наук оказал большое влияние на трансформацию гуманитарных дисциплин, большинство из которых на пороге XXI столетия стремилось к синтезированию опыта естествознания и гуманитарных наук. Начало XX века было благодатной почвой, на которой произростал нигилизм и отчаяние людей, чьи идеалы и ценности остались в далеком XVIII веке и не прижились в условиях иррационального и непостижимого XX столетия. Сегодня став свидетелем революционных научных открытий, мы приходим к пониманию того, что человечество подвергалось серии технологических потрясений. Смена религиозной парадигмы парадигмой научной, вызвала основную причину разрушения эсхатологической модели мира, существовавшей на протяжении многих тысячелетий в человеческой истории. Наука, призванная стать новой религией человека XXI столетия, сегодня не в состоянии обеспечить гармоническое соотношение человека и вселенной. Напротив, научное мировоззрение «нового человека» привело в итоге к разрушению антропоцентристской картины мира, с ее естественным стремлением к реабилитации человека, провозглашением его сопричастности космическим ритмам. Новый человек не находил ориентира ни в разуме, ни в воле, ни в чувстве. Человек XX столетия противопоставил себя внешнему миру, стремясь подчинить его своим практическим нуждам. Единство, как главная жизненная установка людей XIII столетия, заменилось множественностью XX века. В начале ХХI века  научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование».

Существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации, но его нельзя остановить, так как он уже идёт. Термин «глобализация» впервые  был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином. Уже в середине  восьмидесятых годов концепция  глобализации была распространена достаточно широко. Британский исследователь Р.Робертсон указывал: «Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого: к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии». Тогда же другой британец М. Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые  географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают». Если результаты «глобальной экономики» и «глобальной экологии» всё явственнее ощущаются всем человечеством, что и подтвердил глобальный финансово-экономический кризис, то  можно утверждать, что это результат  отсутствия «глобального» образования человечества. Исходя из этого, необходимо определить: какова  роль Глобального образования в развитии человечества?  Глобальное образование, с точки зрения его сторонников, выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным, избежать анархии и насилия. Именно Глобальное образование может обеспечить активное участие  мировой науки и общественности в управлении  миром в новом тысячелетии. Человечество, озабоченное своим выживанием,  всё больше обращается к проблемам образования, его развития  и совершенствования, поскольку  уже  сейчас  решается,  каким  будет  новый век - просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным.

То, что действующая система образования нуждается в коренном пересмотре, диктуется духовно-нравственным состоянием современного  общества и, что стало уже очевидным,  в связи с глобальным мировым экономическим кризисом, который неизбежно вызовет социальную напряжённость в социуме. В чём же причина несоответствия действующей системы образования потребностям современного общества и государства? Современное образование  носит информационный, а не воспитательно-образовательный характер. Оно не помогает человеку познать самого себя и сформировать благородные качества характера, основанные на осознании единства всего сущего и  приоритете человеческих ценностей. Характер – главное богатство человека. Только  добродетельный характер делает человека личностью, достойной уважения. Он позволяет такой личности достичь  не только материальных ценностей, необходимых для полнокровной жизни, но достичь внутренней гармонии,  радости и счастья. И очевидно, что главной целью образования является воспитание характера у человека с детства, начиная с воспитания в семье и на всех уровнях последующего образовательно-воспитательного процесса. А для этого, по словам одного зарубежного учёного: «Нужно образовать образование». И  много полезного  для решения этой проблемы можно найти в Древней Истории человечества, в возникновении и последующем генезисе педагогической мысли и её практики. Опыт таких исследований показывает, что  «хорошее новое, это  хорошо забытое старое».

Поэтому вполне понятна всё возрастающая роль педагогики и психологии в понимании и организации на основе этого понимания воспитательного  и учебного процессов на всех  уровнях системы образования. Поиски таких систем воспитания и образования осуществлялись на протяжении всей истории человечества, начиная с древнейших времён, выдающимися личностями, которые прокладывали  пути, ведущие к разуму и сердцу человека, разрабатывали соответствующие методы и практики. В недавнем прошлом выдающиеся российские учёные  Л. Выгодский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, а в настоящие время академик Ш.А. Амонашвили,  профессор Д.М. Маллаев, академик М.П. Щетинин.

Ш.А.Амонашвили  создал школу «Гуманной педагогики», М.П.Щетинин возглавляет лицей-интернат, основу воспитательно-образовательной программы которого, составляют духовно-нравственные ценности, воспитание гражданина – патриота своей страны и вместе с тем толерантного отношения к другим  народам, их культуре, традициям, вероисповеданию. Под руководством декана факультета «Педагогика и психология»,  доктора педагогических наук, профессора Д.М.Маллаева разработаны и внедрены в двадцати учебных заведениях Дагестана (от дошкольного  до  вуза).

В жизнь человечества постепенно входит новая наука – наука Человековедение, основанная на  Высшей природе человека и присущей ему духовности. Существующая материальная наука преследует мирские цели, духовность ведет к высшей цели: к раскрытию истинной природы  человека, к его самореализации. Духовность позволяет ощущать и переживать Единство, присущее всему Творению. Поэтому необходимо наряду с обычной светской программой,  включить науку «Человековедения», науку о Человеке, о его истинной Сущности в образовательный процесс  учебных заведений всех уровней. Человековедение, как Знания о человеке, превосходит все существующие науки, это Высшая наука, ибо, познав себя, человек познает Всё.

Современный человек использует слишком много информации, но, несмотря на это, он не способен ее трансформировать.

Образование – это процесс раскрытия человеческого совершенства, сокрытого в его Божественной природе. Когда праведность проявляет себя в поведении, это приводит к гармонии человеческой жизни. Только при  совместном взаимодействии стабильной, любящей и преданной семьи общество обретет гармонию.

Но такого человека надо воспитать, взрастить. Нужна система воспитания и образования, способная пробудить и закрепить в человеке присущую ему от рождения,  но не проявленную  в нём внутреннюю истинную духовную Сущность. Поэтому так актуальны программы и методические  разработки уже имеющиеся и те, которые с учётом   требований  текущего  момента  необходимо  подготовить для осуществления последовательного и вдумчивого привнесения общечеловеческих    ценностей  в воспитательно-образовательный  процесс, там, где  это  ещё не  произошло.  Для этого необходимо подготовить соответствующие  учебные планы и курс лекций. Такие методические разработки, учебные планы и лекции уже разработаны,  есть и опыт их практической реализации   в нескольких странах мира, в том числе, как мы понимаем и в Республике Казахстан. И  опыт ННПООЦ «Бобек» нас очень интересует. Мы надеемся, что он может быть осуществлён и в Азербайджане.    

Литература:

-Амонашвили Ш.А.. Размышления о гуманной педагогике. Москва. 2001.

-Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1987.

-Иноземцев В.И. Роль педагогики и психологии в разрешении   современных  проблем человечества. Ж. «Язык и литература». БГУ.№2(68)2009.С.231-234.

-Лепехина Р.Х. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе. М. 2003.

-Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей.Ж. «Поиск истины» №№ 9-10.2003.

-Щетинин М.П.. «Объять необъятное: записки педагога».М.1986.    

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.