KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Политическое лидерство и истинное лидерство
Политическое лидерство и истинное лидерство
07 октября 2017    Автор / Н. Маркус, преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, гуманитарный колледж «Самопознание», ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы.

Цель: организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний о политическом лидерстве и истинном лидерстве.

Задачи:

углубить понимание учащимися сущности общечеловеческих ценностей, раскрыть взаимосвязь политических убеждений и духовного развития личности;

развивать нравственные качества личности студентов, такие как стремление к истинному знанию и самопознанию, способность различать истинные и ложные ценности;

развивать умения соотносить ключевые идеи политологии с актуальными проблемами современного нравственно-духовного образования, умения сравнивать и сопоставлять факты; выразить аргументированное мнение о нравственных ценностях и политических проблемах.

Ресурсы: рабочие листы для каждого студента, слайдовая презентация.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие

Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим размышление над темой «Человек и политика». Эта тема является одной из наиболее значимых не только в современной политологии, но и в жизни каждого человека. Ведь она затрагивает вопросы о том, какое влияние отдельный человек может оказывать на государственную политику и наоборот, как влияет политика на каждого из нас.

Мы уже рассмотрели некоторые вопросы взаимодействия человека, общества и государства, и я предлагаю повторить ключевые моменты содержания прошлого занятия.

Повторительная беседа

Преподаватель: В начале прошлого урока я спросила вас: «Интересуетесь ли вы политикой?», думаю, каждый помнит свой ответ. Сейчас мы проведем экспресс-референдум по этому вопросу и затем сравним результаты.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, в каких формах чаще всего реализуется участие рядового гражданина в политике? (Выборы, референдумы). А что такое референдум? (Ответы студентов)

Итак, вам необходимо ответить на вопрос «Интересуетесь ли вы политикой?». Ответы односложны: «да» или «нет». Перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на одном из них вы ставите свое резюме: красный стикер – «да», зеленый – «нет», и крепите на доску. Итак, наглядно видно, что вы политикой интересуетесь!

Какое высказывание стало ключевой цитатой нашего прошлого урока? («Если вы не займетесь политикой, то политика займется вами». Французский писатель и политик Шарль Монталамбер (1810-1870 гг.). Как вы теперь понимаете смысл этого выражения? (Ответы студентов)

Действительно, быть вне политики нельзя – в любом случае тот, кто сознательно ее избегает – не участвует в выборах, никак не заявляет о своей позиции, все равно остается в сфере политики, только уже в качестве ее объекта – объекта политических технологий, информационной обработки. Аполитичный человек отдает преимущество тем, кто будет решать за него. В итоге, положение в стране может так измениться, что в конечном счете повлияет и на него самого. Одним словом, вопрос об участии человека в политике может звучать так: я выбираю или меня выбирают.

Перед вами фотография Розы Паркс. Что вам известно об этой женщине? Какое влияние оказал ее поступок (такой, казалось бы, незначительный) на политику США в вопросе прав темнокожих американцев? Какой вывод можно сделать на этом примере? (Ответы студентов)

Вывод преподавателя: Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества.

Обобщение повторительной беседы и переход к новой теме

Преподаватель: Итак, мы выяснили, что каждый человек может принимать участие в политической деятельности, быть субъектом политических отношений. Но каждый ли может стать политическим лидером? Как появляются лидеры в политике и в других сферах? Какими ценностями они руководствуются в своей деятельности?

Об этом мы будем размышлять на уроке. А главный проблемный вопрос, на который мы ответим в конце занятия, звучит так: В чем суть истинного лидерства, и возможно ли оно в сфере политики?

Объявление темы и плана занятия

1.Понятие политического лидерства и истинного лидерства.

2.Типология политических лидеров. Истинное лидерство и проблема величия в истории.

3.Качества истинного лидера.

Способ фиксирования информации: «Дневник двойной записи». (Учащимся предлагается вести конспект, распределяя новую информацию в две колонки)

Способ обратной связи: индивидуальные рабочие листы учащихся, в которых они выполняют задания в процессе урока.

Организация усвоения новых знаний

1.Понятие политического лидерства и истинного лидерства

Преподаватель: Прежде всего, выясним кто такой лидер? Как вы понимаете смысл этого понятия? (Ответы студентов)

 Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «первый, идущий впереди», «ведущий», «указывающий путь». В самом общем смысле лидер – это ведущий, авторитетный член группы (организации), личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль. Существует множество (около 350 определений) лидерства. Одно из определений предложено лордом Мораном, врачом британского батальона времен Первой мировой войны: «Лидерство – это способность построить такой план, который увенчается успехом, и дар вдохновить других на его выполнение при любых условиях, включая смерть».

В этом определении присутствуют две части. Первая – это способность построить успешный план или проект. Это подразумевает, что план должен быть разумным, точным и выполнимым. Вторая часть – реализация данного плана. Лидер должен обладать даром вдохновлять других исполнить план вопреки трудностям, неудачам, не допустить упадка духа. Выразим определение лидерства в виде простой формулы:

Лидер = знание куда идти + способность вдохновить других туда идти.

Лидерство присутствует в различных сферах жизни человека и общества: в бизнесе, в спорте, в трудовых отношениях, в ученических коллективах, семье. Но мы сегодня говорим о лидерстве в политике. По оценке многих ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства «гораздо более значимо», поскольку оно:

связано с принятием властных решений;

оказывает влияние на большие социальные группы или все общество;

отражает нравственно-политические отношения между субъектом и объектом политики, суть которых в сознательном и добровольном подчинении всех, идущих за лидером.

Выясним, кто такой политический лидер. Политический лидер – человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

Четыре основные взаимосвязанные функции политического лидера:

-объединитель людей;

-защитник их интересов;

-инициатор изменений в обществе;

-организатор деятельности людей.

Потребность в лидерах, способных вдохновлять и вести за собой, сегодня осознается не только в политике, но и в различных сферах жизни общества. Но в наши дни довольно часто лидерство понимается поверхностно и рассматривается как умение быть первым и успешным во всем, при этом упускаются из виду такие важные вопросы:

-какими средствами (честными или бесчестными, достойными или недостойными) люди стремятся добиться успеха и лидерства в той или иной сфере деятельности?

-какие мотивы движут ими (эгоистические или альтруистические)?

-всегда ли действия того, кто идет впереди, несут истинное благо идущим за ним?

 История знает немало примеров того, как успешные, образованные, наделенные большой властью люди действовали, отказавшись от истины, справедливости, но хвалились тем, что действовали в интересах какого-либо дела или своей страны, не осознавая, что на самом деле они приносят огромный вред. (В качестве примера преподаватель может рассказать притчу об Александре Македонском «Царь и мудрец», смысл которой – переосознание ценностей и своей жизни).

Такую картину мы часто можем наблюдать и в наши дни. Вот почему так важно развивать в себе способность различать истинное лидерство и лидерство, основанное на стремлении к удовлетворению своих амбиций и желаний; отличать истинный успех от ложного, временного успеха и, наконец, отличать благо, добро от зла. Способность к различению начинается с понимания и осознания. Давайте вместе попытаемся понять, что же такое истинное лидерство, и поразмышляем об этом вместе с великими учителями человечества. В рамках подготовки к сегодняшнему уроку было дано несколько индивидуальных опережающих заданий. (Преподаватель предлагает кому-либо из студентов выступить с рассказом об идеях прошлого о лидерстве.)

Задание

Прослушав выступление, студентам предлагается ответить на вопросы:

Что объединяет наставления лидерам, данные великими учителями человечества в разные эпохи, в разных национальных культурах? (Важность духовно-нравственных качеств лидера, таких как честность, справедливость, сострадание, следование долгу, готовность пожертвовать личными благами для блага общества; представления о том, что человек – это триединство души, тела и духа, осознание высшего духовного начала и высших духовных законов бытия; личный пример – вдохновение людей на самосовершенствование.)

Актуальны ли сегодня эти наставления? Почему?

Попробуйте дать определение понятия «истинное лидерство».

(Ответы студентов)

Комментарий преподавателя: Вспомните, как звучит проблемный вопрос урока. Запишите свое определение в тетрадь так, как вы понимаете его на данный момент, и в ходе дальнейшей работы мы будем расширять, и углублять это понятие.

2.Типология политических лидеров

Преподаватель: В политологии значительное внимание уделяется вопросу типологии политических лидеров. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач (см. функции политического лидера).

Задание

Студентам предлагается ознакомиться с текстом «Типы политических лидеров», построить на основе текста структурную схему и ответить на вопросы:

Какие существуют типы политических лидеров в зависимости от:

-способа утверждения лидерства;

-способа легитимации власти лидера в обществе;

-стилю руководства и управления.

2)На какие группы подразделял правителей Николо Макиавелли? Кто такие в его представлении «львы» и «лисы»?

3)Что представляет собой политик-популист? Как выдумаете, в чем опасность популизма?

4)Определите тип лидера по характеристике:

1.Для этого типа характерно стремление к коллективному управлению и определенная самостоятельность подчиненных, вовлеченных в процесс создания общего успеха. (Демократический лидер)

2.Лидерство узаконивается в силу вековых, ставших священными традиций. Право на господство лидер приобретает благодаря своему происхожде­нию. (Традиционный лидер)

3.Лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определённых властных полномочий. Его власть основана на свободе правовых норм, признанных всем обществом. (Рационально-легальное лидерство)

4.Для этого типа характерна отстраненность руководителя от управления и свобода действий у подчиненных, когда дело фактически пущено на самотек. (Либеральный лидер)

5.Лидерство, основанное на вере в бо­гоизбранность личности, в исключительные качества данного человека (мудрость, святость и героизм). (Харизматическое лидерство)

6.Для этого типа характерно единовластное и приказное управление с жесткими рамками для подчиненных. (Авторитарный лидер)

Истинное лидерство и проблема величия в истории

«Много разных имен в истории, но разная слава стоит за ними». (Елисов А.В.)

Преподаватель: Немного перефразируя данное высказывание, можно сказать, что в политической истории действительно очень много лидеров. Часто возникают вопросы и дискуссии вокруг оценки деятельности хорошо известных политических лидеров.

 Кого можно назвать великими людьми, а кого истинными лидерами? Величие определяется делами, но тогда почему «Дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло»?

Задание

Преподаватель: Работая в парах, поразмышляйте о том, кто из нижеперечисленных лидеров является истинным лидером, а кто – просто великим и известным в истории: Александр Македонский, Мартин Лютер Кинг, Чингизхан, Петр Первый, Л.Н. Толстой, Наполеон, Абай Кунанбаев, Ленин, Сталин, Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Мать Тереза, Чингиз Айтматов. Поделитесь на одном примере результатами своего выбора, аргументами. Относительно каких имен у вас возникли затруднения?

После выполнения задания преподаватель предлагает кому-либо из студентов выступить с описанием политического портрета одного очень известного политика – Маргарет Тетчер. В ходе слушания студентам необходимо определить, в какую группу лидеров относится имя этого человека, ответив на вопросы: Была ли М. Тетчер лидером? (Да, она знала, куда идти.) Была ли она истинным лидером? (Нет, ее цели не являются истинными.)

Преподаватель: Для того чтобы расширить и углубить понимание истинного лидерства, мы ознакомимся с вдохновляющими примерами жизни истинных лидеров. Глубоко занимаясь изучением вопроса о роли личности в истории, российский педагог Андрей Владимирович Елисов предложил оригинальный подход к оценке величия исторических, политических деятелей. Вот в чем заключается этот подход:

«В геометрии есть 3 измерения: длина, ширина, высота. О четвертом измерении. Человеческую жизнь можно измерить по тем же параметрам и их присутствие определяет качество жизни».

1.Длина жизни (годы жизни).

2.Ширина жизни (сделанное в жизни).

3.Высота жизни (соотношение целям жизни достигнутого).

4.Глубина жизни (испытание вечностью).

Я предложила некоторым из вас в качестве индивидуального опережающего домашнего задания попытаться измерить по этим параметрам жизнь великих лидеров и сделать вывод о том, почему они являются истинными великими лидерами. Ваша задача: слушая выступления, подумать над вопросом: В чем заключается разница между великим истинным лидером и просто великим деятелем? (Преподаватель предоставляет слово студентам для выступления об истинных лидерах М. Ганди, А. Линкольне, Ч. Айтматове и др.)

Комментарий преподавателя: Не от тебя зависит продолжительность жизни, но её ширина, глубина и высота зависят от тебя.

Преподаватель: Итак, в чем состоит отличие истинных лидеров?

-истинные лидеры не только не боятся за свою жизнь, но и готовы в любой момент пожертвовать своей жизнью для блага других людей;

-истинные лидеры не только не стремятся к власти, но часто отказываются от высоких должностей, почестей, славы (М. Ганди, Ч. Айтматов);

-истинные лидеры не только не стремятся к личной выгоде, но готовы пожертвовать богатством, властью и даже жизнью во имя истины и справедливости (А. Линкольн);

-истинные лидеры посвящают свою жизнь служению людям, не деля людей ни по цвету кожи, ни по национальной или религиозной принадлежности;

-истинные лидеры любят искренне, и люди следуют за ними не из страха или выгоды, а по велению сердца;

-истинные лидеры живут в единстве мысли, слова и дела.

Все вышесказанное можно резюмировать следующими словами: Великий лидер существует для себя, а истинный лидер - для других.

3.Качества истинного лидера. Как стать лидером?

Преподаватель: Как появляются лидеры в политике? В политологии существуют теории, объясняющие природу лидерства:

1.Теория черт лидера

2.Теория ситуативности

3.Теория определяющей роли последователей

Какая позиция кажется вам наиболее верной? Почему? А как появляются истинные лидеры, может ли стать лидером каждый из нас? (Ответы студентов)

Итак, Лидерами рождаются или становятся? Как? (Через совершенствование себя, улучшение характера.) М.Л. Чиббер пишет, что «Девяносто процентов лидерства определяется нашим характером». Но свой характер каждый развивает сам, следовательно, и свою способность быть лидером человек создает сам. Как сказал Робин Шарма, «Лидерство – это целая философия жизни. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может стать и заботливый учитель, и увлеченный исследователь, и нежная мать. Но при этом все начинается с самодисциплины, помогающей управлять собой и познавать себя».

Вспомните, что является целью нравственно-духовного образования? (Становление человека совершенного характера, основанного на общечеловеческих ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.)

Изучая жизнь и деятельность выдающихся истинных лидеров, можно обнаружить, что все они обладали несколькими универсальными качествами характера и знаниями. Эти качества можно разделить на группы и наглядно представить в виде целостной структуры, в которой каждый компонент характера поддерживает друг друга, рождая некий баланс. И такой баланс у каждого лидера оказывается неповторимым.

Основное качество истинного лидера – это бескорыстие. Он действует не для себя и других, а из интересов в целом из самых высоких идеалов – ценность Любовь.

Таким образом, мы видим, что все качества истинного лидера связаны с абсолютными духовными ценностями. Этим ценностям нельзя обучиться из книг, их нельзя купить или получить в подарок. Они присущи каждому из нас от рождения и исходят от сердца. Следовательно, в каждом человеке изначально заложен потенциал истинного лидерства.

Само по себе осознание и развитие общечеловеческих ценностей, совершенствование характера через единство мысли, слова и дела – это и есть раскрытие своего человеческого и лидерского потенциала.

Подведение итогов

Преподаватель: Итак, мы завершаем наш урок, посвященный изучению политического лидерства и познанию истинного, достойного лидерства. Вернемся к проблемному вопросу урока: В чем суть истинного лидерства и возможно ли оно в сфере политики? (Ответы студентов)

Далее студентам предлагается записать в рабочих тетрадях определение истинного лидерства. Истинное лидерство – это лидерство, основанное на служении возвышенным идеалам истины, любви и справедливости, приносящее благо всему обществу и человечеству в целом.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания студентам предлагается написать эссе «Истинный лидер в моей жизни».

Рефлексия

Преподаватель просит студентов заполнить таблицу:

Заключительная минута занятия

Преподаватель: Итак, вы ознакомились с основами политического участия, политического лидерства и истинного лидерства, узнали о том, что каждый из нас, так или иначе, ответственен за происходящее вокруг. Но приобретенные знания – лишь первый шаг. Надеюсь, примеры истинного лидерства вдохновят вас на применение этих знаний на практике, помогут вам выявить и реализовать свой человеческий потенциал в той сфере деятельности, где вы сможете принести благо и процветание близким людям, обществу, государству, человечеству.

Наше занятие окончено, благодарю всех за внимание, искренность, неравнодушие и творчество!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.