KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Всё начинается с любви…
Всё начинается с любви…
29 мая 2017    Автор / А. Рысбаева, доктор педагогических наук, профессор Института гармоничного развития человека ННПООЦ «Бобек»

Планета Земля живет в трех измерениях, но делает это по жестким законам Времени, согласно которым на смену одному поколению приходит следующее. И уходящие с тревогой и надеждой передают бразды правления «племени младому, незнакомому». Теперь им будет принадлежать мир, который нужно преображать, и страна, которую нужно вести вперед... Так молодежи выпадает шанс изменить жизнь к лучшему. А на «сословии отцов» лежит ответственная миссия, очень точно сформулированная Аланом Хазеем, соучредителем ведущей в США национальной программы служения обществу: «...каждому поколению брошен вызов – наделить силой то поколение, которое придет следом».

За двадцать пять лет наша страна вырастила своих новых граждан – жителей суверенного Казахстана, и сегодня перед нами стоят отнюдь не праздные вопросы. Какими качествами обладают молодые казахстанцы? Что надо сделать для того, чтобы Казахстан и дальше креп и развивался, как страна миролюбивых, сильных по духу и добрых по нраву граждан? Это актуальные проблемы, которые решаются благодаря людям, проявляющим активность в духовно-нравственном преобразовании общества. Примером такого высокого служения людям, бескорыстной любви и заботы о детях является жизнь и деятельность Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Нравственная чистота и высокая духовность – те два ориентира, на которые должно быть нацелено современное общество, коль скоро оно хочет вырастить своих юных членов на основе общечеловеческих ценностей. Именно в этом и призвана помочь авторская программа первой леди страны.

И эти инициативы не могли не вызвать всеобщее уважение и признание международным сообществом. Сегодня в числе наград и регалий Сары Назарбаевой золотая медаль и золотое кольцо Международного фонда SOS-KinderdorfInternational, врученная ей за решение вопросов детей-сирот, золотая медаль имени Чингиза Айтматова за «Великий вклад в философию самопознания и культуры чтения», а также специальная награда ЮНИСЕФ за выдающийся вклад в области защиты прав детей.

Кроме того, президент Детского фонда «Бөбек» является лауреатом международной премии фонда им. И. Дограмачи Всемирной организации здравоохранения, международной премии Unity, премии «Курманджан Датка», полученную за плодотворную деятельность в области охраны здоровья, благотворительности и духовного формирования подрастающего поколения. Есть в её наградном списке и звание «Мээрман Эне-98». А за многолетнее беззаветное служение интересам обездоленных детей Сара Алпыскызы награждена международной благотворительной премией «Золотое сердце», а также премией Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ «Звезды Содружества».

Почему так остро сегодня стоят вопросы нравственности? Чем обусловлено появление программы «Самопознание»? Предпосылок много. Но, пожалуй, самая главная состоит в том, что, в отличие от старшего поколения с его «аналоговым» мышлением, нынешняя молодежь с её «цифровым» форматом в растерянности не может ответить для себя на основные вопросы человеческого бытия – о смысле своего пребывания на этой земле, о сути счастья, о приоритетах и ориентирах развития...

У всего этого много составляющих: здесь и несбывшиеся мечты, и несостоявшиеся идеалы, и проблемы глобализации, и всё возрастающая «культура» жадного потребления при духовном обнищании... Последняя проблема, кстати, не нова. Ещё Бернард Шоу писал о приоритетах молодежи: «... душа по её (молодежи) мнению, видите ли, очень дорого обходится. Содержать ее стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль...»

Увы, последствий у этого много: от суицидов и ранних беременностей до экологических катастроф и экономических коллапсов. По этому поводу идет активная полемика, пути выхода ищут политики, ученые, общественные деятели... Но, так или иначе, причина всех катастроф, от личных до планетарных, – в падении нравов.

Ещё в нарушении человеком баланса в среде обитания, в безудержном желании людей обогатиться, подминая под себя природу, опустошая её недра, в желании освоить космическое пространство, не задумываясь о последствиях...

Кто виноват? И что делать? Все эти «неприятности» - проблемы рукотворные. Так что ответ на первый вопрос очевиден. Отсюда вытекает и ответ на второй вопрос: с человека и нужно начинать. И созидать человека, высоконравственного, духовно одаренного, сильного и цельного, что называется с младых ногтей, необходимо не только в семье, но и в той среде, где он себя позиционирует, самоутверждается среди сверстников и формируется как социальный элемент – в учебной среде.

Сегодня мы смело можем утверждать о появлении в системе не только отечественного, но и всего мирового образовательного пространства, уникальной, поистине новаторской Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» направленной на возрождение общечеловеческих ценностей, являющихся основой воспитания совершенного человека.

В своей книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы пишет: «...Не устаю повторять: причина всех наших болезней, физических и нравственных, в душе – в недобрых помыслах, гордыне, зависти, лени, самодовольстве... Поэтому убеждена, что без подлинного возрождения духовной самобытности каждого из нас выздоровление человечества просто немыслимо. Мы должны вернуть в наш повседневный человеческой натуры, как доброта, бескорыстная любовь, милосердие, терпение, всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может!»

Да, другого выхода у нас нет, и идти нужно, как говорили древние греки, abovo, «от яйца», от самого истока. Поэтому первого сентября 2010 года в учебном расписании казахстанских детских садов, школ, колледжей и вузов появился обязательный, или, говоря научным языком, инвариантный предмет «Самопознание».

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» с воодушевлением была воспринята педагогической и родительской общественностью. Это и понятно. Взрослые давно обеспокоены тем, что хотя современные дети и растут, благодаря новым информационным и образовательным технологиям, интеллектуально развитыми, но физически почему-то большинство из них слабые. И не только физически. Подростки растут неуверенными в себе, пасуют перед первыми же трудностями, не готовы самостоятельно решать жизненно важные вопросы, не столько из-за отсутствия жизненного опыта, сколько в силу нерешительности и безынициативности. Полярные состояния, такие как апатия или агрессия, также обнаруживают перед нами печальное отсутствие какой-либо напряженной душевной работы.

Появление учебного предмета «Самопознание» и обновление его концептуальных основ внесло новую струю в целостный педагогический процесс организаций образования, определяющуюся «оживлением знаний». Желанием учащихся и их родителей вникнуть в суть вопросов: «В чем главное предназначение человека? Какова его главная миссия на земле?». Цель предмета помочь каждому учащемуся осознать свое предназначение и понять, что он талантлив и что взрослые могут дать ему все возможности реализовать свой потенциал. На этих уроках мы должны научить его мечтать и ставить свои мечты на крыло, дав юной личности мотивацию и рычаг, дабы он мог перевернуть мир...

Введение новой образовательной дисциплины подразумевает наличие сильного подспорья в виде методической помощи педагогам и воспитателям не только на самих занятиях, но и во внеурочной деятельности, в проведении благотворительных акций, сотворчеством с родителями, подготовки учителей «уроков любви и доброты».

Широкая эрудиция, открытое сердце, живой интерес к личности ребенка, стремление к постоянному самосовершенствованию – все это о педагоге самопознания... «Все начинается с любви!» – не устает напоминать на каждой встрече с учителями Сара Алпыскызы.

Итак, в фокусе внимания на уроках самопознания – человек. Его взаимоотношения с окружающим миром, его способность существовать во внешних обстоятельствах в ладу с самим собой и в согласии с другими, жить в единстве мысли, слова и дела... Такие уроки бытия требуют специфического учебного материала, иллюстрирующего уроки жизни, тесно связанного с ней.

Рассказы, притчи, примеры из жизни, изложенные в учебниках по самопознанию, учат, в первую очередь, размышлять, мыслить позитивно, находить выход из сложных жизненных ситуаций, активизируют эмоционально – нравственную сферу учащегося. Этому способствует мастерство учителя в построении беседы, его умение привлечь аудиторию к совместному обсуждению вопросов общечеловеческих ценностей, к разыгрыванию ситуаций, взятых из жизни... Все это и определяет суть принципа связи обучения с жизнью, с реальной действительностью.

Духовными ценностями и их местом в реальной структуре мира заинтересовался впервые еще Сократ, задав философский вопрос: что есть благо? И почти два с половиной тысячелетия спустя этим вопросом задаются казахстанские школьники и студенты на занятиях по самопознанию. Дети развиваются, постигая новое знание, размышляя и делая выводы.

Не об этом ли говорил великий Абай: «Человек набирается ума, запоминая слова мудрых. Но любая беседа, какой бы она ни была поучительной, сама по себе ничего не даст. Из услышанного, подобно тому, как очищают зерно от шелухи, надо выделить истину, которую можно употребить с пользой. Так шлифуется разум».

Аксиологический подход на этих уроках направлен на осмысление природы вечных общечеловеческих ценностей: Истины, Внутреннего покоя, Любви, Праведного поведения, Ненасилия.

Давайте совершим экскурс историю вопроса. Когда-то все тот же Сократ ставил во главу угла философии жизни знаменитое изречение, начертанное на фронтоне Дельфийского святилища: «Познай самого себя». Там, в Дельфах, это означало: люди, познайте, кто вы есть – смертные, эфемерные, слабые, временные... На смену античности пришло Возрождение с его верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, раскрепощённой творческой личности – как высшем Начале бытия. Человек, его внутреннее богатство, достоинство становятся в ряд с понятиями Истина, Добро и Красота, и именно он становится главной ценностью.

Еще позже Дж. Локк, Вольтер, Дидро, Шиллер и иные гении Просвещения пытались установить «царство разума», признавая высшей ценностью Знания как часть системы духовных ценностей, которая дополнена Равенством, Справедливостью, Свободой личности. Так, известный французский просветитель Жан-Жак Руссо считал, что в нравственном воспитании есть три главные задачи: выработка добрых чувств, развитие добрых суждений, воспитание доброй воли.

Важно помнить, что благое воспитание ребенка достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Руссо говорил, что искусство преподавания заключается в том, чтобы ученик находил удовольствие в учении. Великий гуманист ратовал за то, чтобы учащийся в процессе обучения радовался жизни, самостоятельно осязая и наблюдая окружающий мир, удовлетворяя жажду познания.

Педагог, ведущий ребенка за руку по этому пути, должен уметь разговаривать сердцем, мотивировать и вдохновлять. Так, обращаясь к учителю, великий новатор-гуманист, академик Шалва Александрович Амонашвили говорит: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника».

Да, так устроен мир, что на смену одному поколению приходит следующее, а потом ещё одно и ещё... И каждое новое «сословие отцов», согласно сценарию, прописанному для нас Временем, должно выполнить архиважную задачу воспитать новое «сословие детей», воспитать Человека... Иллюстрацией к этому могут служить слова выдающейся американской гуманистки и просветительницы Мэри Маклеод Бетюн: «Я оставляю вам любовь. Я оставляю вам надежду. Я оставляю вам задачу – растить друг в друге чувство доверия. Я оставляю вам жажду знаний... Наконец, я оставляю вам чувство ответственности за нашу молодежь...»

comments powered by Disqus