KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Место языка в жизни человека и нации
Место языка в жизни человека и нации
12 августа 2016    Автор / Магжан Жумабаев

Язык – переводчик  души. Если бы не было языка, в глубине сердца остались бы самые дорогие ощущения, а в глубине души остались бы не вышедшие наружу дорогие мысли. Только благодаря языку человек передает свои внутренние тайны и может понять чужую исповедь. Это большое счастье, когда человек может выплеснуть наружу свою мысль и может понять другого. Если язык недаровит, то такой человек несчастлив. Когда в голове темнятся мысли, а для передачи их не хватает слов, душа кипит, как котел. Одним словом, человек стал настоящим человеком благодаря языку.

Если язык дорог для одного человека, то для нации еще дороже. Нация, которая не имеет своего языка, которая потеряла язык, не может быть нацией. Первый признак, определяющий нацию, — это национальный язык. Исчезновение национального языка говорит об исчезновении нации. Для нации нет ничего дороже национального языка. В национальном языке, как в зеркале, отражаются местность, история, быт и нравы нации. В казахском языке отражены то тихая, безветренная ночь, то ураганная желтая степь, длительные перекочевки с места на место, медлительный и спокойный характер народа. Как широка степь, так широк и богат казахский язык.

Среди современных тюркских языков нет языка богаче казахского.

Дети очень пугливы — это оттого, что фантазия у них богатая, а тело еще не окрепло.

Дети, которых не пугали с детства, вырастают смелыми. Надо их учить быть смелыми. Но от простых советов о том, что надо быть смелым, пользы не будет. Этому надо учиться наделе... Выше было сказано, что дети должны отвечать за свои поступки. Но за малейшие погрешности их нельзя бить или ругать, нельзя также пугать их, что отберут у них то, что было подарено раньше. В таком случае они, боясь наказания, могут неосознанно отказаться от своих поступков. Или же наоборот — будут стараться, чтобы получить что-то. Если хотите, чтобы дети отказались от своих плохих поступков сознательно, надо показать на деле результат плохого поступка...

Стыд — самое сильное, наказание. «Стыд хуже смерти», — говорится в казахской пословице. Раньше у казахов пристыдить провинившегося человека служило наказанием за плохое поведение или поступки. Впрочем, и в законах других стран наказание, основанное на стыде, считается самым сильным наказанием. Воспитатель должен очень осторожно применять этот вид наказания. Если чрезмерно стыдить или высмеивать ребенка, то к добру это не приведет, а может привести лишь к пугливости, убить в ребенке все хорошее, он потеряет веру в свои силы...

Эстетические чувства

Красота природы и искусства возбуждает в душе человека чувство прекрасного. Нежные цветы, шелест воды, журчанье ручья, бескрайняя и бездонная синева морей, степь с колыхающимися волнами разных трав, высокие горы, достающие облака, игривые золотые лучи солнца, красавица луна, звездная ночь, такие явления природы и искусства, как песни, мелодии, художественное слово, прекрасные картины, обвораживают душу, от них получаешь наслаждение. Архитектура, живопись, скульптура сначала действуют зрительно, а уж потом только ощущаешь в душе волну эстетического наслаждения. Песня, музыка и поэзия действуют на слух, и потом в душе возникают прекрасные ощущения и чувства. Здоровое чувство понимания прекрасного помогает человеку любить прекрасное и ненавидеть уродливое, стало быть, помогает стремиться к хорошему и избегать плохого. Вот почему надо у детей правильно воспитывать чувство прекрасного.

comments powered by Disqus