KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Личность и конфликт
Личность и конфликт
31 марта 2016    Автор / Сбитнева А., ст. преподаватель, СКГУ им. М. Козыбаева, г. Петропавловск

Ценность: ненасилие.

Качества: взаимопонимание, дружелюбие; не причинение зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом.

Цель: углубление представлений студентов о способах разрешения конфликтов путем взаимопонимания и сотрудничества.

Задачи:

-  раскрывать понятие «конфликт», виды и способы разрешения конфликта;

-  развивать у студентов умение находить взаимопонимание с окружающими людьми, стремление быть в добрых отношениях со всеми;

-   воспитывать стремление быть добрым и чутким по отношению к окружающим и к самому себе.

Ресурсы: аудиозапись мелодии для позитивного настроя, песни «Совершите чудо» на слова М. Пляцковского, музыку Е. Птичкина.

 

Ход занятия

Позитивный настрой (смелость и уверенность)

Преподаватель: Представьте, что вы стоите на вершине высокой горы. Вокруг тишина и спокойствие бескрайнего простора голубого неба и горных долин. Снежные вершины окрестных гор залиты золотым солнечным светом. Вы ощу­щаете величие и уверенность гор, чувствуете их стойкость и мощь. Под ногами вы чувствуете небольшую гудящую вибрацию. Это песня могущества и силы горной вершины, на которой вы стоите.

Почувствуйте глубокое уважение к мощи и силе Гор­ного Духа. Пригласите его войти в свое тело уверенностью и смелостью. Почувствуйте, как гудящий ток силы из гор­ной вершины по ногам поднимается в ваше тело, превра­щаясь в нем в выносливость, уверенность и смелость.

 

Позитивное высказывание (цитата урока)

Одолевайте ненависть – любовью, неправду – правдой, насилие – терпением. (Махатма Ганди)

Вопросы для обсуждения:

-   Как вы понимаете это высказывание?

-   Иногда в жизни человека наступает такая ситуация, когда чаша его терпения переполнена. Что происходит с человеком в такой момент?

-    В чем заключается суть и глубокий смысл этого высказывания?

 (Ответы студентов)

 

Беседа

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение. Это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Как Вы считаете, какие виды конфликтов существуют? С кем мы можем вступать в конфликтные отношения, кого мы можем не понимать? (Ответы студентов)

Как правило, выделяют 5 различных конфликтов:


  • внутриличностый конфликт;
  • межличностный конфликт;
  • конфликт между личностью и группой;
  • межгрупповой конфликт;
  • социальный конфликт.


Bнyтриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих стрессы. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Чаше всего это борьба за ограниченные ресурсы, т.е. за объекты, которые имеются в недостаточном количестве. Каждый считает, что в ресурсах больше нуждается именно он, а не другой. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой – неформальные группы (например, группировки формирующиеся внутри одной студенческой группы)устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группировки должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и ее лидером.

Межгрупповой конфликт – в обществе существует множество формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты сопровождаются:

-  проявлениями деиндивидуализации, когда члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов чужой группы, которой приписывается негативное поведение;

-   проявлениями групповой атрибуции, которая заключается в склонности считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт – это ситуация, в которой стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, противоречащие или взаимоисключающие друг друга. Можно выделить 3 ключевые характеристики социального конфликта:

-   Предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, ситуация взаимодействия;

-   Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

-    Противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития,которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

 

Вопросы для обсуждения:

-  Вспомните себя в конфликтной ситуации. Какие эмоции Вы испытывали?

-   Какие стадии развития конфликта Вы можете называть?

(Ответы студентов)

 

Все разновидности конфликтов проходят одинаковый путь развития.

Динамика развития конфликта:

-   Возникновение конфликтной ситуации.

-   Осознание конфликтной ситуации.

-   Собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне.

-    Развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

Причины конфликтов:

-    различия в манере поведения и жизненном опыте;

-    недостаточная согласованность и противоречивость целей;

-    неопределенность перспектив роста и отдельных личностей;

-     устарелость оргструктур,нечеткое разграничение прав;

-     неблагоприятные физические условия и обязанностей участников конфликта;

-     ограниченность ресурсов;

-      психологический феномен;

-      неодинаковое отношение к участникам конфликта;

-      недостаточный уровень профессионализма.

 

Вопросы для обсуждения:

-    Как мы можем разрешить конфликт?

-    Вспомните конфликтные ситуации, в которые вы попадали, как вы их разрешали?

-    Какой стиль в разрешении конфликтов вы использовали?

(Ответы студентов)

 

Стратегии разрешения конфликта: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, соперничество.

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью)действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство, соперничество) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностьюдействия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Заставить принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость)действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами. Эта стратегия предполагает стремление поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных «средних» решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.

По мнению исследователей выбор стратегии компромисса – оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.

 

Вопросы для обсуждения:

-        Как вы считаете, какие стороны конфликта можно выделить?

-        Конфликт, по вашему мнению, явление отрицательное или положительное?

(Ответы студентов)

 

Положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

-        конфликт ускоряет процесс самосознания;

-        под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

-        способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

-        приводит к объединению единомышленников;

-        способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

-        способствует расстановке приоритетов;

-        играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

-        благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

-        приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

-        благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Комментарий преподавателя: Под влиянием конфликта утверждается и подтверждается определенный набор ценностей человека.

 

Рассказывание истории

Ненужный груз

притча

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее миролюбие попросил:

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

– И это все? – недоуменно спросил человек.

– Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвел и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжелый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы этого сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Вопросы для обсуждения:

-        О чем попросил старца человек?

-        Какой совет дал мудрец человеку?

-        Почему человек пришел к мудрецу повторно?

-        О каком грузе говорил мудрец?

-        Как вы думаете, о чем эта притча?

(Ответы студентов)

 

Комментарий преподавателя: Когда мы злимся на других людей вследствие недопонимания, обижаемся на них, на самих себя, что с нами происходит? Теряется внутренний покой, мир и гармония, вместо того, чтобы разрешить ситуацию зачастую мы просто «застреваем» ней, тем самым совершая насилие над самим собой.

В начале занятия мы говорили о причинах возникновения конфликтов. Давайте попробуем связать такую общечеловеческую ценность как ненасилие с конфликтом. В чем будет заключаться причина его возникновения?

-        В недостатке любви со стороны окружающих и по отношению к самому себе;

-        В недостатке духовно-нравственных знаний;

-        Как следствие реакции на какие-либо изменения;

-        Как следствие желания переделать мир под свои собственные представления о мире.

 

Махатма Ганди дал 10 советов об изменении мира, задумайтесь над ними:

1. Измените себя. «Если желаешь, чтобы мир изменился, – сам стань этим изменением»

2. Обретите контроль над собой. «Без моего согласия никто не может мне навредить»

3. Простите и забудьте. «Слабый никогда не прощает. Прощение – признак сильного»

4. Бездействуя, вы ни к чему не придете. «Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений»

5. Живите настоящим. «Я не хочу предвидеть будущее. Меня заботит настоящее»

6. Мы всего лишь люди. «Я заявляю, что я – обычный человек, которому свойственно заблуждаться, как и любому смертному человеку. Однако, у меня достаточно смирения, чтобы признать свои ошибки и пойти на попятный»

7. Будьте настойчивы. «Вначале вас не замечают, затем над вами смеются, затем с вами борются, а затем вы побеждаете»

8. Ищите в людях добро и помогайте им. «Величие человека особенно видно по тому, насколько он способствует благополучию ближних»

9. Будьте гармоничны, искренни и оставайтесь собой. «Счастье – это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии»

10. Продолжайте расти и развиваться. «Постоянное развитие – это закон жизни. И человек, который все время старается придерживаться твердо установленных взглядов только ради постоянства, загоняет себя в неправильное положение»

 

Творческая деятельность, групповая работа

Преподаватель предлагает студентам на выбор два варианта выполнения творческого задания.

1. Составление синквейна об общечеловеческой ценности «ненасилие».

Слово синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:


  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно именем существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя именами прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами, реже деепричастиями).
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме.
  • Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.


2. Составление хокку об общечеловеческой ценности «ненасилие».

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах.

Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

Японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по 5 слогов, а во второй – 7.


Групповое пение

Совершите чудо

сл.: М. Пляцковский,

муз.: Е. Птичкин


Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек...

Совершите чудо: руку протяните –

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

 

Обогрейте словом, обласкайте взглядом –

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек!

 

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо: пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

 

Домашнее задание

Студентам предлагается вспомнить, записать или проиллюстрировать случай из своей жизни или жизни друзей, когда удалось решить конфликтную ситуацию мирным путем.

 

Заключительная минута занятия

В завершение занятия преподаватель приводит слова назвидания Абая (Слово 38) и просит студентов подумать над ними: «Наука и Разум, как и человеческая природа, не терпят насилия над собой, им противны неискренность, они учат нас быть добрыми, искренними, благодетельными». Преподаватель благодарит студентов за работу и прощается до следующей встречи.  

comments powered by Disqus