KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Найти и понять себя…
Найти и понять себя…
19 мая 2015    Автор / Брозголь Татьяна Аркадьевна, Часовских Ирина Яковлевна, учителя русского языка и литературы, Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»», ННПООЦ «Бобек»,

       Познание, истина, гармония, общечеловеческие ценности. Как научить детей жить в гармонии с самими собой и окружающим миром? Как возродить общечеловеческие ценности? Как ввести их в образовательный процесс? Предлагаем некоторые приемы интеграции Самопознания и уроков русского языка и литературы, помогающие найти и понять себя.  А.С.Пушкин, Л.Толстой, Ф.Достоевский . Как писатели и герои решают вечные проблемы, ищут свое место в жизни, постигают Истину и другие общечеловеческие ценности? Как использовать языковой материал для воспитания личности?

Я знаю, как на мед  садятся мухи,

Я знаю Смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,    

Я знаю все, но только не себя.

                              Франсуа ВИЙОН

           «Познай самого себя» начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции. Сократ говорил, что самопознание является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что самопознание – начало и центр человеческой мудрости. И.Гете писал: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг – и ты узнаешь, что в тебе заключено».

            Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева считает, что главная цель – возродить общечеловеческие ценности через образовательный процесс, научить детей жить в гармонии с самими собой и окружающим миром. С.А. Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».

         Бесспорно, урокам литературы также это подвластно, так как это урок общения, а не только работа, это искусство, а не учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании, своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя. Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово +  чувство». Учитель идет к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой. Прав был Платон, сказав:  «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти».

            Предмет литература дает богатый материал для интеграции с самопознанием. На каждом уроке анализируются поступки героев. Оценивая персонажа, учащиеся оценивают и свою деятельность, осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки, получают исчерпывающие определения общечеловеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина.

           Благодатным материалом для этого является роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Автор выступает в нем как писатель, психолог, философ, историк, Человек. Его герои вместе с автором проживают взлеты и падения, любят и ненавидят, ищут смысл жизни и находятся в бездействии, находят Истину.

            Тема:  Взгляд Л.Н.Толстого на роль женщины (на примере Наташи Ростовой по роману «Война и мир»)

         Любимые главные герои романа проходят нелегкий путь испытания. Автор на протяжении романа прослеживает «диалектику души». Мы видим любимую героиню Наташу Ростову юной и наивной, влюбленной и изменяющей Андрею Болконскому по своей неопытности, патриоткой, отдающей подводы для раненых, талантливой (хорошо поет). Но свой идеал Толстой показывает в «Эпилоге», где любимая героиня проявляет вечные общечеловеческие ценности. Её отличает Праведное поведение, где она верная любящая жена Пьера Безухова, она – хранительница домашнего очага, привязана к мужу силой любви, она полностью растворилась в своем муже и детях. Толстой пишет о ней, что в ней нет прежних очарований, а «видна лишь сильная плодовитая самка». Спрашиваем у десятиклассников, оправдывают ли они тот факт, что Наташа так опустилась внешне. И дети оправдывают её, приводя примеры из текста, почему это произошло. Главная ценность Наташи – это ее душа, Любовь ко всем, она жертвует своей внешней ухоженностью во имя Семьи. Она получает в ней Внутренний  покой, так как она находится в полной гармонии с самой собой и миром.

         Ученики делают выводы на основе прочитанного дома материала о взглядах Толстого на роль женщины.

         На примере еще одной героини Марьи Болконской мы можем говорить об общечеловеческой ценности – бескорыстная Любовь. Некрасивая внешне Марья красива душой. На некрасивом лице прекрасны ее глаза – зеркало души. Она жертвует своим счастьем во имя других. И как счастлива, наконец, Марья в браке, где она получила награду за свои прекрасные качества  в виде мужа и детей.   

         Тема урока: Роль личности в истории (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)     

         Слово учителя:

         В романе Толстой выступает как историк и как философ. Он рассматривает влияние личности на ход истории на примере двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Работая с текстом, анализируя контрастное поведение двух  лидеров по отношению к войне, к солдату, к тактике ведения боя, подвигам, смерти, мы можем сделать об этих двух лидерах своих армий следующие выводы (дети записывают в два столбика качества, присущие двум Лидерам):Кутузов – великий и истинный лидер

•         был примером для своих солдат

•         отказывался от собственных интересов (неприхотливый быт)

•         заботится о благе солдат

•         не амбициозен

•         смел в принятии решений (сдача Москвы Наполеону)

•         является примером для армии

•         создает общее энергетическое поле

•         благодарит прилюдно за службу, за победу

•         служение Родине, народу        и т.д.

Наполеон – великий лидер

•         карьерист

•         амбициозен

•         жаден

•         любит удобства

•         себялюбие

•         насилие

          Так учащиеся учатся отличать ключевые понятия лидерства: великий и истинный. Истинный потому, что его поступки, решения гуманны, исходят из любви к людям, из общечеловеческих ценностей.

           Тема урока: Нравственные искания героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

           Слово учителя:

           - В романе Толстой показывает  «диалектику души» своих любимых героев. Путь взлетов и падений проходит и Пьер Безухов, который на одном из сложных этапов жизни задает себе вопросы: кто я? каков я? Зачем живу? Каково мое предназначение? Автор показывает период жизни человека, находящегося в душевном тупике, ищущего Истину. Состояние депрессии пагубно влияет на Пьера: он много пьет, ест, спит, бездеятелен. В такой период жизни важно, чтобы появился человек, умеющий направить по нужному пути. Таким наставником стал Андрей Болконский, который сказал своему другу Пьеру: «Надо жить, надо любить, надо верить». А масон Осип Баздеев помог осознать свое «Я» и стать полезным, приобщив его к благотворительной деятельности. В своем поиске Истины Пьер Безухов определился в Эпилоге романа, когда мы видим его членом тайного декабристского общества. Осознание  Истины откроет  путь мощному потоку энергии, и мы думаем, что герой добьется высоких поставленных целей.

          Интересна работа с ОСК  «Андрей Болконский»  

        Четыре взлета испытал в своей жизни Андрей Болконский. Это битва при Аустерлице, где он был близок к осуществлению своих честолюбивых мечтаний, творческое участие в реформах Сперанского (общ. благо), давшее ощущение преобразования жизни, познание европейской свободной мысли (Европа) и героический 1812 год, открывший действительный смысл бытия. Но были и три катастрофических падения: разочарование, постигшее его под небом Аустерлица, поражение Сперанского, не получили продолжения его «европейские» замыслы, «сожженные» изменой Наташи… Какие же силы поднимали Болконского, возвращали к жизни? Это дружба с Пьером, любовь к Наташе, чувство мести к Анатолю. Три человеческие силы работали вхолостую,…  И вот два вывода:

1. нужно жертвовать собою ради любви, а не мечтать о ней;

2. не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об отечестве.

Вот воздействие какой «высоковольтной молнии» ему пришлось испытать, чтобы осознать это. Отняла она у него все силы. И встал перед Андреем тупик. «Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?». (общечеловеческие ценности - Истина)

      Уроки обобщения в 10 классе можно интересно построить, сравнивая семьи литературных героев. Кабановы (А.Островский «Гроза»), Кирсановы (И.Тургенев «Отцы и дети»), Головлевы (Н. Салтыков-Щедрин), Курагины, Болконские, Ростовы (Л.Толстой «Война и мир»).

      Учащиеся выявляют жизненные принципы, ценности каждой семьи (см. схему).

      Составление модели семьи (на примере литературных семей):   

      Закончив сбор материала по каждой семье, ребята делают вывод о ценностях семьи. Отвечают на вопрос: «В какой семье вам хотелось бы жить?» (если б представилась возможность выбора). А что хотели бы взять в свою семью. И каждый ученик, опираясь на жизненный и литературный опыт,  строит модель своей семьи, учится жить и строить отношения, руководствуясь общечеловеческими ценностями (Истина, праведное поведение, ненасилие, внутренний покой, любовь). (См. схему)

       Тема урока: Теория Раскольникова  (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление  и наказание»)

       Великий гуманист всех времен и народов Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» провозгласил на весь мир мысль, что нельзя построить счастье всего человечества даже ценой одной капли крови ребеночка.  В романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников проверяет свою теорию, составленную им в студенческие годы. Суть теории в том, что он хочет проверить несколько положений:

•         Люди делятся на  «материал, вошь, тварь дрожащая» и «право имеющие».

•         Смогу ли я переступить через кровь?

•         Кто я – тварь дрожащая или право имею?

          Автор показывает читателю шаги к преступлению Раскольникова, само преступление, занимающее в романе всего несколько строк, а большая часть романа посвящена «наказанию». Автор выступает здесь как психолог, исследуя причины ужасного душевного состояния убийцы. В чем же наказание? В муках совести, которые преследуют героя днем и ночью. Родион говорит: «Я не старушку убил, я себя убил». Спасла Раскольникова Любовь, которую открыла ему  Соня Мармеладова через чтение Великой Книги – Евангелие, проповедующей Ненасилие.              

          На примере этих героев мы узнаем о причинах насилия, ведь убийство есть насилие.  Достоевский приводит читателя к пониманию многих истин:

•         Не причинять вреда никому.

•         Понять, что все существа имеют право на жизнь.

•         Контролировать свои эмоции.

•         Пройти путь страдания.

•         Ненасилие – это оружие сильных, а насилие – оружие слабых.

          В среднем звене на уроках литературы используем притчи (этому способствует и материал учебника), прослеживаем их отражение в литературе. Так «Притча о блудном сыне»  и повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин в этой повести. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнь, ощутить их чувства, предупреждает о возможных ошибках.

          Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними», - сказал когда-то Иисус. 

          Как вы понимаете эти слова? Как их можно соотнести с повестью «Станционный смотритель»?

          Завершается работа развернутым ответом  на вопрос: «Можно ли финал повести назвать счастливым?»

          Анализируя поступки героев , составляем сравнительные таблицы, выявляя истинное и ложное в поведении героев, ценности, выбираемые героями и учениками.

 

        На самопознании и уроках литературы основной метод – беседа.

Д.С. Мережковский «Юлиан Отступник»

- Какое впечатление произвела на Юлиана статуя Афродиты?

- Какое чувство он испытал?

- Что пленило его в статуе?

- Можем ли мы сказать, что для Юлиана внешняя красота статуи богини была неразрывна с ощущением внутренней гармонии и душевной просветленности?

        Да, потому что «тишина сходила в душу» мальчика  после созерцания этой скульптуры,
и даже «сквозь сон он  чувствовал ее присутствие».  Культ красоты, присущий античной культуре и философии, привлекает многих людей.  И Мережковский в своем романе  показал,  что обаяние и сила красоты  могут влиять не только на отдельных людей, но и на ход событий.

 

       «Ночь перед Рождеством».

- Кто из героев олицетворяет в повести добро?

- Назовите героев, воплощающих зло? Посредников между добром и злом?

- Какие черты в описании черта характерны для мифологического персонажа, а какие добавлены автором? Страшной ли изображается в повести нечистая сила?

        Учащиеся дают характеристику героям повести, обсуждают их, делают выводы.  Например, характеристика Вакулы - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, архитектуре. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу. Это самый набожный человек на селе. Он рисует картины, «где черту приходилось туго». Он перехитрил и изгнал черта из села. Но Вакула силен не только физически, он наделен незаурядной силой духа, которая помогает ему изгнать черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы. Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и любящей. И на фоне просветленной души внешняя красота ее еще более расцветает. «Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше».

- Так Гоголь подводит читателя к своему нравственному идеалу - гармонии внешней красоты и внутреннего совершенства.

 

    На уроках языка имеем дело с языковым материалом, который подбирается соответственно нравственно-духовным ценностям. Это  может быть работа с упражнениями учебника; синтаксические пятиминутки.

Например: Синтаксическая роль глаголов в неопределенной форме.

1. Любить только себя – жить в одиночестве. (подлежащее и сказуемое)

2. Человек всегда мечтает достать до звезды рукой. (дополнение)

3. Каждый хочет получить возможность мечтать. ( определение).

Обязательно учащиеся объясняют смысл пословиц, определяют, о каких общечеловеческих ценностях идет речь.

        Тема «Лексика»

        Л.Н.Толстой писал: « Слово - великое дело. Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

- Согласны ли вы с ним?

- Назовите синонимы.

- Назовите антонимы.

 

       Графический диктант. Составить схемы предложений.

Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и  чуткое сердце, потому что в нём никогда не гаснет любовь.

Записать предложение, расставить знаки препинания, составить схему.

 Если ты с детства не  научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или  покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Сочинение «Слово о маме».

        Материалы уроков о Маме вместе с рисунками, портретами вручаются мамам на Дне Семьи (регулярно проводятся в гимназии «Самопознание»)

 

        Работа с пословицами.

А) Цифровой диктант. Не записывая предложения, определить,  чем является НЕ в словах: частью корня, частицей, приставкой

1. Слепая ненависть – плохой советчик.

2. Из всех болезней самая опасная – невежество.

    3. Нельзя бросать друга в несчастье.

   4. Нужно учить не рассказом, а работой и показом.

5. Видно неряху по грязной рубахе.

6. Без хлопот и труда растет не рожь, а лебеда.

7. Недруг поддакивает, а друг спорит.

8. Не силой борись, а уменьем.

Б) Выборочное и распределительное списывание. Выпиши прилагательные из пословиц в три колонки в зависимости от разряда.

1. Неопытный повар всегда винит печь.

2. Золото, как ни черни, черным не станет.

3. Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору.

4. Рыбу соломенной сетью не ловят.

5. Ложь на тараканьих ножках ходит.

6. Наряд соколий, а походка воробья.

7. Никогда кривая дорога не бывает хорошей.

      Качественные, относительные, притяжательные.

В) Развитие речи. Запишите пословицы, объясните их значение, вставьте пропущенные буквы.

1. Согласие крепче камен…ых стен.

2. К дому друга дорога никогда не бывает длин…ой.

3. Всегда имей сердце доброе, а дух мужестве…ый.

- В какой пословице нам встретилось прилагательное в сравнительной степени?

Г) Измени предложения так, чтобы все причастные обороты были расположены после определяемого слова. Расставь знаки препинания, выдели окончания причастий. О каких общечеловеческих ценностях  говорится в пословицах? 

Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

Скроенная по совету друзей шуба никогда не будет мала.

Попавшая в ловушку змея всегда называет человека братом.

 

        Учебный материал литературы и русского языка дает большие возможности для работы с общечеловеческими ценностями, для воспитания гармонично развитой личности.

          Позволим себе напомнить некоторые методические приемы, педагогические средства, научно-методические принципы интеграции самопознания и уроков русского языка и литературы:

*      Совместные обсуждения ситуаций.

*      «Мозговые атаки» (мозговой штурм)

*      Работа в микрогруппах, парах

*      Имитационные, ролевые, развивающие  игры

*      Комментирование мыслей

*      Чтение произведений

*      Работа с текстом

*      Защита проектов

*      Упражнения

*      Инсценирование

*      Метод направленного воображения (творческое рассказывание)

*      Кластер

*      Создание ситуации успеха

 

        Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Очень важно взаимопонимание ученика и учителя. Ученик должен быть уверен в искренности воспитателя. А учитель-воспитатель должен проявить интерес к личности УЧЕНИКА. И на помощь ему приходит ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО УРОК.

 

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

                                     Н.Петренко

 

 Эти открытия делает настоящий педагог, помогает ученику найти себя в жизни. 

Найти себя… Дороги нет короче.

Найти себя…Дороги нет длинней.

Найти себя в молчанье звездной ночи.

Найти себя среди сумятиц дней.

Не унывать, когда плохие вести.

Не отступать назад на полпути,

И, может, вдруг в забытой тихой песне

Найти себя, себя найти…

comments powered by Disqus