KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Современные медиаресурсы как источник отбора содержания интегрированных занятий самопознания и гуманитарных дисциплин
 Современные медиаресурсы как источник отбора содержания интегрированных занятий самопознания и гуманитарных дисциплин
28 марта 2019    Автор / Маркус Н.Н. «Бөбек» ҰҒПББСО, Алматы

«Чтобы быть по-настоящему грамотным, вы должны быть грамотными в мире медиа» 

Герберт Маршалл Маклюэн,

канадский социолог и педагог

 

В конце XX в. в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии),  сформировалось специфическое направление – медиаобразование, то есть образование на материале средств массовой информации и коммуникации (СМИиК) – телевидения, прессы, радио, кинематографа, Интернета и т.д. Основой данного направления стала потребность освоения СМИиК в целях обучения и воспитания, реализации  тех возможностей, которые они открыли для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема медиаобразования вызывает огромный интерес исследователей в области педагогики, психологии, искусствоведения.  В последние годы  в странах Запада, России вышел ряд монографий, учебных пособий для студентов медиаобразовательной проблематики, регулярно проходят международные конференции, семинары, «круглые столы» по обсуждению актуальных вопросов медиапедагогики.

В нашей стране использование потенциала современных медиаресурсов в обучении также становится актуальной темой. В 2013 году было опубликовано пособие «Информационно-ресурсная среда как условие нравственно-духовного образования детей и молодежи», подготовленное авторским коллективом казахстанских педагогов-исследователей. В пособии  рассматриваются вопросы создания информационно-ресурсной среды ценностного ориентирования личности, анализируются современные подходы и возможности развития такой среды в контексте нравственно-духовного образования. «В новом социокультурном контексте эпохи глобализации, - отмечается в работе, - нравственно-духовное образование с применением современных информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно усилить культурно-созидательную функцию образования, а также его ключевую роль в процессах социализации и развития личности» [2,5].

«Современный человек, – говорится далее, – формируется как личность в медианасыщенной среде, где любые социальные отношения оказываются неразрывно связаны с интенсивным информационным обменом. Он оказывается погружен в настоящий океан информации…. Молодежь …должна  уметь приспосабливаться к быстроизменяющимся социальным условиям. Для этого современные организации образования должны быть способны воспитать личность, способную не к простому пассивному восприятию информации, а к критичному, творческому, креативному ее осмыслению и использованию» [2,14]. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности.

Как же реализовать эту задачу педагогам-практикам? Как эффективно использовать грандиозные возможности современных медиаресурсов для развития личности подрастающего поколения?

На сегодняшний день разработано немало теорий и методик интеллектуального, творческого и эстетического развития молодежной аудитории на материале медиа. В образовательной практике широко и весьма успешно зарекомендовали себя такие формы работы с электронными медиаресурсами, как:

·   подготовка сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций;

·   работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам;

·   онлайн-уроки, конференции;

·   специализированные компьютерные программы, направленные на тренировку определенных умений и навыков и т.д.

При все возрастающей роли Интернета в современном медиапространстве, тем не менее, весьма популярными у школьников и молодежи остаются традиционные экранные средства массовой коммуникации. Телевидение, кинематограф постоянно расширяют и углубляют свое воздействие на молодежную аудиторию в социальном, информационном, политическом, нравственном и психологическом аспектах. Безусловно, не всегда это воздействие оказывается позитивным. «Досконально фиксируя происходящее даже в самом фантастическом варианте, завлекая и погружая зрителя в свой особый мир иллюзий, экран задает определенные рамки восприятия окружающей, совсем не иллюзорной, реальности, которые легко парализуют сознание неискушенного зрителя.  Многочисленные ток-шоу, разнокалиберные игры и кинокартины, априори преподносимые в качестве культовых, мощная, по лобовому агрессивная реклама – все это неизменная составляющая современных медиа, ориентированных на «поставку» четких образцов манеры поведения, образа и стиля жизни, стереотипов мысли и чувства», - пишет Е.Н. Лиханова. [3,20]

Однако к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне, последствия применения медиа могут быть как негативными, так и позитивными. Многие учителя, преподаватели используют произведения кинематографа, телевизионные программы  в работе с учащимися исходя из осознания того, что «киноискусство является мощным средством формирования духовного мира детей и молодежи». [2,153] Чаще всего такая работа организуется в рамках внеклассной системы в форме факультативов, кружков, киноклубов, киновикторин и т.д.

Предметом рассмотрения в настоящей статье являются возможности использования экранных медиаресурсов для обновления содержания образования через интеграцию самопознания и гуманитарных дисциплин.

Для педагогов, реализующих идеи целостного интеллектуального и духовно-нравственного образования, экранные средства массовой информации и коммуникации при определенных условиях могут стать дополнительным источником отбора содержания интегрированных занятий. Рассмотрим ряд условий, при которых, на наш взгляд, педагог может доступно и интересно донести до учащихся научные, культурные достижения через призму общечеловеческих ценностей, включив тем самым своих учеников в работу «ума и сердца».

Первое условие - это собственная информационная культура учителя. Чтобы в океане современной медиаинформации уметь отбирать материалы, способствующие духовному развитию человека, нужно иметь не только определенные знания и технические умения. Гораздо важнее иметь четкие критерии отбора. Главный критерий, которым можно и нужно руководствоваться – это обращение к высшим, абсолютным ценностям и смыслам (истина, любовь, добро, ненасилие, переживание прекрасного). Материал должен нести в себе гуманистические идеалы (свобода, правда, ответственность, смысл, познание) и ставить перед зрителем нравственные вопросы.

Таким образом, педагогу необходимо постоянно заниматься самопознанием, самосовершенствованием, развивать в себе способность различать истинное и ложное, сущностное и второстепенное.

Второе условие  - научно-методологическое обоснование деятельности в направлении медиаобразования. Здесь важно остановиться на вопросах базовой методологии. В ряде российских исследований в качестве методологической основы медиаобразования выступают положения философской концепции М.М.Бахтина и В.С.Библера о «диалоге культур». [1,91]

А.В.Федоров приводит  анализ данной концепции в медиаобразовательном контексте, рассматривая потенциал современной медиакультуры, создающей «невиданные возможности для диалога культур в глобальном (диалог культур, наций, стран), в межличностном, и в интровертном (внутриличностном) уровнях. Медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных странах планеты, а, следовательно, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и методику» [5,13].

В отечественной научно-педагогической системе в качестве исходных посылок могут служить методологические основы Программы нравственно-духовного образования «Самопознание», раскрывающие сущность новых подходов к гуманизации современного образования. В частности, тезис о том, что осознание единства всех вер, наций, человечества как единой семьи будет способствовать самопознанию и духовному росту человека, перекликается, на наш взгляд, с приведенным выше контекстом понимания «диалога культур».

К сказанному добавим, что при отборе содержания урока непреложным требованием остается принцип научности, соответствия материала современным достижениям науки.

Третье условие – отбираемый материал должен соответствовать целям и задачам урока, а также учитывать возраст, уровень подготовки,  личностные особенности и по возможности социально-психологическую ситуацию в жизни каждого ученика.

При соблюдении вышеперечисленных условий педагог может отбирать материалы экранных медиаресурсов и систематизировать их в форме электронных методических сборников. Пример такого сборника под названием «Школьный киноклуб» представлен на страницах упомянутого выше пособия «Информационно-ресурсная среда как условие нравственно-духовного образования детей и молодежи». В нем дается подборка видеофрагментов художественных фильмов, которые можно использовать на уроках самопознания, интегрированных уроках и во внеклассной работе с учащимися. [2, 163] Авторы отмечают, что «пособия такого рода могут решить очень важную не только культурологическую, но и духовно-нравственную задачу: заполнить тот вакуум, который образовался между поколениями, так как значительное количество прекрасных фильмов, на которых выросли родители современных школьников, их детям не знакомы». [2,163]

При работе со студентами средних и высших учебных заведений список кино- и теле-материалов, бесспорно, может быть гораздо шире в силу особенностей возрастной категории зрителей. Рассмотрим в качестве примера такой вид современных экранных медиаресурсов как телепроекты. Представим несколько телевизионных программ, которые были использованы при построении интегрированных занятий самопознания и гуманитарных дисциплин в колледже «Самопознание» Центра «Бобек».

 

Таблица 1

Примеры использования экранных медиаресурсов в содержании интегрированных уроков

 

Экранный медиаресурс (телепроект)

Общая характеристика ресурса

Тема, проблемные вопросы

Вариант использования содержания ресурса

«Культурная революция» 

 

Передача телеканала «Культура» в жанре ток-шоу.

Обсуждаются проблемы культуры, политики, искусства, религии. 

Тема «Нравственность – величина переменная». Дискутируется вопрос о природе вечных, абсолютных ценностей, нравственности и нравах.

Дисциплина «Этика и эстетика» при изучении темы «Мораль - внутренний регулятор человека».

Основа интеграции –общечеловеческая ценность «Истина»

«Наблюдатель»

Эфир  от 25.09.2013 г

Информационно-познавательная программа телеканала «Культура».

 

Обсуждаются яркие события, острые иактуальные проблемы в культурной сфере.

Тема «Особенные люди».

Центральная тема – «Театр простодушых» (г. Москва), где актерами являются люди с синдромом Дауна.

Поднимаются вопросы о познании человеком себя через отношение

к «другим» людям,

о подлинном счастье.

Дисциплина «Культурология» при изучении темы «Современная культура».

Основа интеграции - общечеловеческая ценность  «Любовь»

 

«Что делать»

Эфир от 12.10.13 г.

Научно-публицистическая программа телеканала «Культура»

Участники программы - выдающиеся ученые, известные деятели культуры, государственные деятели, журналисты, и ведущие специалисты по той или иной теме.

Тема «Философская беседа».

О проблеме искусственного мозга, переносе сознания на небиологические объекты, о разуме человека и вечных ценностях.

Дисциплина «Основы философии»

при изучении темы «Материя и сознание»

 

Основа интеграции - общечеловеческая ценность  «Истина»

 

 

«Пусть говорят»

Эфир от 22.01.13 г

Передача «Первого телеканала» в жанре ток-шоу.

Тема «Турецкий гамбит».

История турецкой женщины  Гульсум Кабадайи, которая четыре года выхаживает молодого человека, попавшего в страшную аварию.

Программа

об истинной вере, бескорыстной  любви, милосердии 

и надежде.

«Этика и эстетика»

При изучении темы «Милосердие»

Основа интеграции - общечеловеческая ценность «Любовь»

 

 

«Жить здорово»

Эфир от 7.11.13 г.

Программа  «Первого телеканала»  о здоровье Ведущая: Елена Малышева

Эпизод «Три революционных открытия в медицине».

Рассказ об ученых, открывших инсулин и антибиотикии отказавшихся запатентовать свои открытия (отказавшись тем самым от баснословных прибылей), т.к. считали, что это должно быть доступно всему человечеству,

в особенности детям.

Дисциплина «Основы философии»

при изучении темы «Научное познание» (дискуссия об этике науки и великих ученых).

Основа интеграции –общечеловеческие ценности: «Любовь, ненасилие».

 

 
























































Мы привели лишь несколько примеров телевизионных программ, которые поднимают актуальные нравственно-этические проблемы. Безусловно, каждый педагог может создавать собственные сборники видеоматериалов, включая в них телепрограммы, документальные, художественные фильмы, видеоклипы и открывать для себя и для своих учеников мир современной экранной культуры через призму высших духовных ценностей.

Способы использования  телевизионных ресурсов могут быть различными. Педагог может построить на их материале все занятие (т.н. видеоурок) или использовать отдельные фрагменты. (В ряде случаев можно пересказать историю, рассказанную в программе).

Использование учителем видеоматериалов на уроке опирается на определенный алгоритм:

1. Установка на восприятие (настрой учащихся на глубокое понимание материала, на восприятие общечеловеческих ценностей, нравственных истин).

2. Просмотр (обеспечение технических условий качественного просмотра, соответствующей атмосферы в классе).

3. Размышление над увиденным (организация нравственно-духовной беседы. [2, 159]

При организации размышления частоприменяется технология ведения групповой дискуссии, опирающаяся на «тактичное, уважительное отношение собеседников друг к другу, активное слушание и эмпатию». [3,34] Заранее принимаются определенные «правила поведения», учитывающие ценность суждений каждого участника видеопросмотра. Все мысли и чувства, высказанные вслух, не оцениваются как правильные или неправильные, истинные или ложные, а служат развитию нравственно-ориентированного мышления учащихся. И учитель здесь – чуткий и внимательный координатор, «диспетчер», при необходимости направляющий беседу в верное русло.

Прежде, чем вынести видеоматериал для обсуждения в классе, педагог просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сцен и эпизодов. Важно, чтобы он мог восстановить материал  с любого момента.

Для достижения более эффективных результатов желательно использовать различные творческие задания по итогам просмотра. Это могут быть зарисовки своих ассоциаций, героев фильма (программы), написание эссе, создание promo к фильму. Наличие видеокамеры поможет создать собственный проект – вариации на «заданные» темы.

Как видим, возможностей использования медиаресурсов довольно много. Подводя итоги, еще раз отметим, что важным условием успешности   реализации этих возможностей является экранная культура и медиаграмотность педагога, его профессиональное мастерство, целесообразность и оправданность использования того или иного медиаматериала. Однако самым главным критерием эффективности работы с современным информационным пространством  являются  личные ценностные установки учителя, его умение выявлять в  различных явлениях нашей жизни высшие смыслы и истинные ценности. Это качество можно развить в себе при условии непрерывного самообразования и самопознания.

 

Использованная литература

1. Челышева И.В. Медиаобразование продолжается. // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. - 2006 г.-№1.

2. Информационно-ресурсная среда как условие нравственно-духовного образования детей и молодежи». -Алматы: ННПООЦ "Бобек", 2013. 180 с.

3. Лиханова Е.Н.  Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка. // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. - 2006 г.-№1.

4. Листенгартен В.С. Союз кино и педагогики. // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. - 2006 г.-№1.

5.  Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 c.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.