KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Возможности содержания предмета «Cамопознание» в работе с «трудными» подростками
 Возможности содержания предмета «Cамопознание» в работе  с «трудными» подростками
06 марта 2019    Автор / Таженова Г. Б., педагогика кафедрасының аға оқытушысы, Сироткина В.Ю., 2 курс студенті, Павлодар МПИ, Павлодар

Работа с трудным подростком является одним из сложных аспектов работы воспитателя. Подростковый возраст – это основополагающий период в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие взрослеющим человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества.

«Трудного» подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким подростком. В отношении этого ребенка всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем, среди которых проблемы в семье (неполная семья, алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность, низкая культура родителей и т.д.), проблемы со здоровьем ребёнка (хронические заболевания, снижающие или влияющие на умственную работоспособность, затрудняющие социальные контакты и т.п.) и другие. 

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» может стать основой для построения позитивных отношений с «трудным» подростком. Для того чтобы избегать типичных ошибок педагогов и родителей, воспитатель может строит свои отношения с подростком исходя из понимания сущности общечеловеческих ценностей.

Ценность Истина будет осознана и принята «трудным» подростком, если воспитатель знает, что лгать нельзя, демонстрирует это в своей речи, в поведении, убежден в этом. Например, ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (к примеру, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной. Истинным должно быть оценивание поступков подростков, оценивание успеваемости. Стоит помнить, что отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка. В возникающих конфликтах между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

Ценность Внутренний покой помогает гармонизировать собственный внутренний мир и отношения с окружающим миром, важно, чтобы педагог сам стремился к такой гармонии и учил этому своих подопечных.

Ценность Любовь – сердце всех педагогических идей. Вспоминая «Как любить детей» Ш.А. Амонашвили, можно привести много примеров того, как сложность взросления преодолевалась благодаря мудрой любви Учителя. В «Созвездии Учителей» Шалвы Александровича есть те, что помогли ему стать лучше, дают силы и ориентиры в нынешней педагогической деятельности.

Ценность Праведное поведение предоставляет возможность взрослеющему человеку проявить свои лучшие человеческие качества, свою истинную природу в поступках, словах и мыслях. Нравоучения в таких случаях бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, тактичным, грубость порождает только грубость. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае нельзя допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, надо использовать невербальные, в том числе опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем. Учитель, который работает с «трудным» ребенком, должен понимать, что этот сложный период пройдет, а подросток станет через несколько лет отцом семейства, в котором он сам будет воспитывать детей, подавать правильные примеры для подражания, будет выполнять роль профессионала, честно трудящегося на благо людей, гражданином, который имеет свои права и обязанности, соблюдает их.

Ценность Ненасилие помогает понять важность терпимого отношения к проступкам взрослеющего человека. Подросток, который имеет перед собой в качестве примера такого учителя будет знать, что не всё решается силой. Часто педагог руководствуясь принципами гуманизма, уступает упрямству подростка. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание», – высказался по этому поводу И. Кант. При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю. Важно помнить, что требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

Наблюдая методы работы с «трудными» подростками, можно увидеть, как совершаются те или иные ошибки. Рассмотрим их.

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.). Проблемы «трудных» подростков часто носят комплексный характер, соответственно, решаться они тоже должны с привлечением комплекса педагогических методов, приемов и средств.

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка, резонируя и усиливая его. Позитивный настрой на общение перестраивает все векторы отношений с подростком.

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком. Пример нестандартных вариантов решения различных ситуаций мы можем найти в опыте А.С. Макаренко. Многие педагоги, решая проблемы возникшие с «трудными» подростками, их выделяют из коллектива, иногда даже превращая его в изгоя. Соответственно часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за разницы в возрасте, развитии, статусе. В следствие этого «трудный» подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу. Когда ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии, можно говорить о барьерах восприятия. Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих. Стоит помнить, что нельзя затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника, говорить понятно, на одном уровне с собеседником.

Важно учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть реакции подростка в разговоре на неприятные для него темы, замотивировать, заинтересовать его беседой, нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е., сформировать ресурсное состояние. Школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому, не заинтересовывая детей, в трудного можно превратить практически любого ребенка. Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям, в разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов. Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения).

Можно очень эффективно применять следующие формы работы с «трудными» подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов.

· Дискуссионный клуб, где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е., реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются. Здесь задачи педагога сводятся к организации обсуждения ситуации, необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме, дирижированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами, закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной, горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения, это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность – осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы. Воспитатель, организатор дискуссии, как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом, раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр. Вопросы воспитателя не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «А мне кажется, Арман правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону. Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии, их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случие назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания. Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только, поблагодарив за участие, работу. Такая форма занятий подходит и для классного часа.

Участвовать в дискуссионном клубе могут учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем для обсуждения в режиме дискуссии могут подниматься любые другие интересующие подростков темы, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

· Беседа-игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому что….» – это аналог дискуссионного клуба для школьников. Здесь учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д.

Творческая деятельность, групповая работа дает возможность для раскрытия потенциала подростка, позволяет ему почувствовать себя нужными, вовлеченными в общественную жизнь.

Какими бы ни были методы, приемы, средства, которые использует воспитатель, они должны согласовываться с принципами гуманной педагогики. Внимание, терпение, уважение и любовь к подростку поможет педагогу создать все условия, для того чтобы помочь преодолеть все трудности. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.