KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Методическая компетенция учителя самопознания и использование креативных методов обучения
Методическая компетенция учителя самопознания и использование креативных методов обучения
15 марта 2019    Автор / Мынбаева А.К., Каимова Н., Мiнаш А. Казахский Национальный Университет им.аль-Фараби Алматы,

Методическая подготовка учителя включает процесс формирования знаний, умений и навыков по проектированию и осуществлению процесса обучения, и непосредственно проведения уроков. Методическая компетенция учителя включает умение мотивировать учеников и стимулировать их развитие, проектировочные умения, умения непосредственной организации процесса обучения, ведения уроков, умения диагностировать достижения и оценивать учащихся, рефлексивные умения.

Как известно, современной школе необходим педагог, активно применяющий как традиционные, так и инновационные, креативные методы обучения. В педагогике также есть понятие «дидактической креативности». По Щербаковой Е.Е., «педагогическая креативность состоит из коммуникативной и дидактической. Коммуникативная креативность опирается на диалог и импровизацию. Дидактическая креативность включает в себя восприимчивость к интеллектуальным ценностям, а также способность к новаторству. Целью дидактической креативности является сочетание восприимчивости к интеллектуальным ценностям со способностью к новаторству» [1].

Развивая идеи Щербаковой Е.Е. о дидактической креативности, мы акцентируем внимание на владении педагогов инновационными методами, средствами и технологиями обучения. Для этого необходимо переосмысление учителем современных дидактических основ, обновленная философия образования, ведущая к активному применению творческих методов обучения. Через применение творческих методов обучения активно может быть развита креативность и творческие способности самих учащихся. Другими словами, «дидактическое творчество» [2] – вид творческой деятельности, целью которого является обновление и совершенствование компонентов дидактических систем, в первую очередь содержания, методов, дидактических средств и форм организации обучения (Исхаков Р., 2005).

В нашем понимании дидактическая креативность включает ценность творческой деятельности педагога, знание современных теорий креативности и их влияния на процесс обучения, знание педагогической инноватики и арт-педагогики, владение инновационными методами, методиками и технологиями обучения, арт-технологиями в развитии личности, рефлексивной и методической компетентностью.

            «Самопознание» – относительно новый, но очень прогрессивный и необходимый современному учащемуся предмет. Он носит междисциплинарный, интегральный, синергетический характер.Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания предмета «Самопознание», являются [3]:

-     общая цель духовно-нравственного образования, направленная на раскрытие способностей человека и гармоническое развитие его физического, психического, духовного, социального и творческого потенциалов;

-     образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на содействие развитию у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культур.

Предмет синтезировал в себе направления как духовно-нравственного развития, так личностного саморазвития ребенка. Важно, что предмет «Самопознание» имеет «жизненное» содержание, он учит технологиям и техникам самоуправления личности, саморазвития и релаксации, саморегулирования и стимулирования, концентрации сил, и в то же время наделяет ученика возможностью поиска смыслов – смысла жизни, труда, дружбы, любви, жизнестойкости и переживания неудач, движения вперед. 

План урока самопознания включает в себя следующие методические приемы:

1.    Позитивный настрой.

2.    Позитивное высказывание (цитата).

3.    Подарок учителя.

4.    Творческая деятельность, групповая работа.

5.    Групповое пение[3]

С помощью разнообразных методических приемов ученики учатся быть не только спокойными и сдержанными, но также развивать интуицию и быть в ладу с самим собой, чтобы скрытая в каждом школьнике способность к творчеству могла проявиться [3]. Преимущества данной структуры построения урока в сравнении с комбинированным уроком были проанализированынами в статье [4]. Отметим, что уроки «Самопознания» при таком проектировании отражают идеи и преимущества современной педагогической науки.

Мы считаем, что в творческой деятельности или групповой работе можно развивать творческие способности учащихся, применяя различные арт-технологии. Как отмечают Мукажанова Р.А. и Омарова Г.А., «способность к творчеству – одна из драгоценностей истинного образования» [3]. Известно, что именно креативный педагог может развить креативные способности учащегося. 

На всех уроках применялись креативные методы и арт-технологии. Кратко опишем их.

Тема 1. Мир семьи. Куклотерапия – психологическая разгрузка, которая легко помогает раскрыть собственную индивидуальность, успокаивает душу, снимает негативное настроение, появляется интерес к творчеству. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

Тема 2. О доверии. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 

Сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. В акте переживания ребенок становится соавтором сказочной истории, активно включаясь в процесс сотворчества, создавая в своем воображении особую «магическую» реальность, в которой не действуют законы природной и социальной реальности, разрушая сложившиеся стереотипы смыслов и норм. Волшебная сказка включает ребенка в процесс смыслотворчества, оставаясь открытой для бесконечного числа интерпретаций. Сказочный сюжет разворачивается как деятельность, требующая от читателя личностных усилий и решений. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого переживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий.

Тема 3. Быть трудолюбивым. Кардмейкинг – это ручное изготовление открыток при помощи подручных материалов. Каждая такая открытка – уникальна, ведь в этом и состоит смысл самого кардмейкинга. Создать то, что повторять не будет надобности. Открытка в единственном экземпляре. Учащиеся создают открытки, вкладывая свою души, развивая фантазию.

Тема 4. Красота души человека. Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т.к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Тема 5. Природа – источник вдохновения. Главной задачей изотерапии является восстановление гармонии личности с собой, благодаря развитию ее способностей к созиданию, самосознанию и анализу определенных символов, присутствующих в творческой деятельности. На бумаге можно изобразить все то, о чем в реальной жизни сам человек предпочитает промолчать – свои потаенные страхи, переживания, боязнь или любые другие негативные эмоции. Именно поэтому изотерапия сейчас считается одним из самых простых и эффективных способов познания самого себя.

Тема 6. Учимся понимать красоту природы.Рисование на камнях – отличный способ развития фантазии и внимания. На камни можно наносить как простые рисунки, так и создавать достаточно серьезные работы. Особенность этого вида живописи – объемность работ, творить здесь можно во всех трех измерениях. Рисование на камнях требует точных мелких движений, что очень хорошо развивает усидчивость и моторику.

Тема 7. Учимся слышать музыку природы. Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с целью корректирования его физического и психического состояния. Метод музыкотерапии может быть применен вместе с другими арт-методами для более сильного воздействия и эффекта, а может использоваться полностью изолированно, как главный фактор воздействия, например групповое или индивидуальное музицирование.

Тема 8. Радость творчества. Данное занятие направлено на раскрытие сущности творческих способностей, а применяемые креативные методы направлены на развитие творческих способностей школьников.

Программа по изучению предмета «Самопознание» в рамках инвариантной учебной нагрузки для 1-11 классов рассчитана на объем учебной нагрузки, составляющей 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году в каждом классе [5].

Уроки 33-34 на всех уровнях образования обозначены как «уроки творчества», на которых дети сдают свои творческие работы в Портфолио.

Нами была составлена программа с применением креативных методов обучения (таблица), которая рассчитана на 16 занятий (в неделю 1 час). Каждый урок насыщен творческими заданиями, в том числе арт-технологиями. Программа была реализована в период с января по май 2017 г.

 

Таблица 1 – Программа развития творческих способностей учащихся на уроках «Самопознания»

 

Название раздела

Кол-во

уроков

Название темы

Применяемые методы

III Быть человеком

17-18

Мир семьи

Куклотерапия

19-20

О доверии

Сказкотерапия

21-22

Быть трудолюбивым

Кардмейкинг

23-24

Красота души человека

Коллажирование

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Природа – источник вдохновения

Изотерапия

27-28

Учимся понимать красоту природы

Рисование на камнях

29-30

Учимся слышать музыку природы

Музыкотерапия

31-32

Радость творчества

Понятие «творчество», «арт-технология», методы развития творческих способностей, «Шесть шляп», синектика, метод ассоциаций, метод фокальных объектов

 

33-34

Итоговое повторение

Творческое портфолио

 

На уроках применялись креативные методы и арт-технологии. В результате применения программы была получена положительная динамика развития творческих способностей у школьников.

Важная задача педагогов совершенствовать свою методическую компетенцию и педагогическое мастерство, активно и вдумчиво применяя инновационные методики.

 

Использованная литература

1.Щербакова Е.Е. Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: автореф.…канд.псих.наук. - Нижний Новгород, 2000. – 24 с.

2.Исхаков Р.Х. Развитие дидактического творчества студентов педагогических специальностей: автореф. …к.пед.н.13.00.01+13.00.08. - Екатеринбург, 2005.

3.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-176 с.

4.Mynbayeva A., Anarbek N., Yeseeva M. Education and Spirituality in Kazakhstan: "Self-cognition" Metadiscipline Features and Methods of Teaching. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences 2016.  №8, 154 - 161.

5. Саинова Л.А., Джадрина М.Ж.,Байжасарова Г.З.,Калачева И.В.,Кудышева Б.К. Самопознание. Учебная программадля общеобразовательных школ.-Алматы:ННОПООЦ "Бобек", 2010.- 74 с.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.