KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Волонтерство как фактор духовно-нравственного образования
Волонтерство как фактор духовно-нравственного образования
26 февраля 2019    Автор / Карабутова А.А. старший научный сотрудник Института гармоничного развития человека, ННПООЦ «Бөбек»

Наша эпоха – это эпоха невиданного расцвета научно-технического прогресса. Без научно-технического прогресса, без качественного улучшения материальной стороны жизни человека невозможно существование человечества, однако не просто существовать, но выжить человечество не сможет, в первую очередь, без духовного возрождения. В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, возникает более глубокое знакомство подрастающего поколения с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями. В Послании Президента Н. А. Назарбаева к народу Казахстана отмечается, что одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является духовное развитие народа Казахстана. Таким образом, важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.

Духовно-нравственное возрождение казахстанского общества возможно через развитие целостного образования (объединяющего интеллектуальное и нравственно-духовное образование), через создание единого образовательного пространства на основе общечеловеческих ценностей. Авторская Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» С. А. Назарбаевой  призвана решать вопросы духовно-нравственного преобразования общества через ее внедрение в систему образования  Республики Казахстан.

Обучение и воспитание через призму духовно-нравственных ценностей позволит сделать процесс образования более осмысленным. Способность обучающихся устанавливать взаимосвязь между содержанием уроков и жизнью, теоретическими знаниями и реальной действительностью, углубленное изучение вопросов духовности и нравственности, активизирует их творческую активность, познавательные интересы, развивает способность различения.

Для реализации целей и задач программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в стране создается широкая сеть пилотных организаций образования (ПОО). Если в 2014 году было создано в 4х регионах страны всего 24 ПОО, то в 2017 году их стало – 72, то есть, к 24 добавились еще 48. На сегодня в качестве ПОО утверждены в каждом регионе по: 1 колледжу, 2 – общеобразовательные школы (лицеи), одна из которых характеризуется, как  школа с большим количеством трудных подростков, и 1 малокомплектная (МКШ).

Целью пилотного проекта является создание в организациях образования целостной воспитывающей среды, основанной на интеграции общечеловеческих ценностей в педагогический процесс организации образования.

Интеграция программы «Самопознание» в целостный педагогический процесс организации образования через ценностное обогащение воспитательной работы в целом, будет способствовать решению поставленной духовно-нравственной задачи расширения ценностной основы внеклассной воспитательной работы и дополнительного образования. Сегодня в организациях образования используются различные формы и виды внеклассной работы. Они действуют на добровольной основе и удовлетворяют разнообразным познавательным и творческим запросам учащихся. Внеклассная работа предоставляет широкие возможности для духовно-нравственного развития обучающихся на основе общечеловеческих ценностей и подготовки их к жизни. Внеклассная работа в любой организации образования – важнейшее средство приобщения ребёнка к гуманистическим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому сегодня очень важно, как будет организована внеурочная деятельность, через которую учащиеся будут вовлечены в творческие и исследовательские проекты, различные занятия, спортивные соревнования, кружки и др.

Дополнительное образование – это процесс избранных учеником формы освоения знаний, способов деятельности и ценностных ориентаций, которые направлены на удовлетворение интересов личности и содействующих ее самореализации.

Если сопоставлять основное и дополнительное образование, то основное является ценным своей системностью. А дополнительное образование ценно своей возможностью индивидуализировать учебный процесс и социализацию школьника. Дополнительное образование обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, и поэтому оно может значительно повысить качество всего школьного образования.

Дополнительное образование отличается своим своеобразием:

- использованием школьниками свободного времени для развития своих способностей и возможностей;

- свободном выборе направлений и видов деятельности;

- исследовательском и творческом характере учебно-воспитательного процесса;

 - особых отношениях ученика и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к учащемуся);

- возможности получить допрофессиональную подготовку.

Существует огромное множество форм организации дополнительного образования, но одна из интереснейших и возможных форм нравственного воспитания – это волонтерство, которое рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. Добровольческий труд – непосредственная благотворительная деятельность.  Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага). Добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером – получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

Волонтерская организация  – это объединение добровольцев, цель деятельности которых – решение социально значимых проблем. Волонтёры заполняют пустующую профилактическую нишу, но при этом не подменяют специалистов, а действуют вместе с ними, обеспечивая более широкий охват студенчества и других групп молодёжи.

Основная цель волонтерской деятельности в организации образования –  развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

 Задачи волонтерской деятельности:

- воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, патриотизма и др.;

- вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

- поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Организаторами волонтерской деятельности могут выступать структурные подразделения, общественные объединения и организации, органы ученического самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники.

В своей деятельности организаторы опираются на международные, республиканские и локальные нормативные правовые акты, соответствующие выбранному профилю волонтерской деятельности.

Содержание волонтерской деятельности определяется социальным заказом или инициативой организаторов движения.

Волонтерская деятельность основывается на принципах: 

·добровольности;

·законности;

·самоуправления;

·непрерывности и систематичности;

·свободы определения внутренней структуры форм и методов работы;

·осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности; ответственного отношения к деятельности.

Волонтерская деятельность в организациях образования  реализуется в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Для осуществления волонтерского движения формируются волонтерские отряды (группы) и создаются органы самоуправления.

Волонтерская группа – это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять работу, направленную на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в микросоциуме школы, поселка, района.

Волонтерская группа призвана воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

Таким образом, волонтерская деятельность является одним из видов благотворительной деятельности, призванная безвозмездно оказывать помощь нуждающимся в ней людям и обществу, способствовать раскрытию потенциала молодежи, как активного субъекта общественных отношений, её интеграция в процессы социального и духовно-нравственного развития общества, выявлению  общечеловеческих ценностей в молодежной культуре, направленных на формирование  навыков социально ответственного поведения. Волонтерство учит быть гражданином не только в познавательном, теоретическом плане, а на практике и в деле, провозглашает идею великого казахского философа и просветителя Абая о «полноценном человеке». Полноценная личность Абая – социальная личность, духовно развитый полноценный человек, приносящий пользу обществу, среде, народу, человечеству и всему миру человек.

 

Использованная литература

1.Послание Президента республики Казахстан- Лидера нации Н.А. Назарбаева, «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», 2012, с 39.

2.Чавчавадзе Н.З.  Культура и ценности. - Изд-во "Мецниереба", 1984 -  170 с.

3.Кенжегараев Н.Д. Основные принципы концепции формирования интеллектуальной личности на основе концепции А.Кунанбаева «полноценная личность» // Материалы  II Международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации» Челябинск, 2012.

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.