KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Модернизация общественного сознания через модернизацию педагогического образования: Статус учителя
Модернизация общественного сознания через модернизацию педагогического образования: Статус учителя
05 сентября 2018    Автор / Жампеисова К.К. д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики КазНПУ им. Абая.

В Программной статье главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» представлены несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца: 1) конкурентоспособность; 2) прагматизм; 3) сохранение  национальной идентичности; 4) культ знания; 5) эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; 6) Открытость сознания.

Анализ данного документа приводит к закономерным, с нашей точки зрения, выводам по каждому из вышеобозначенных направлений, рассматриваемых нами в рамках модернизации педагогического образования.

Конкурентоспособность: «Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Особенность завтрашнего дня - том, что именно конкурентоспособность человека, становится фактором успеха нации.

С учетом данного тезиса необходимо отметить следующее. ЛЮБОМУ КАЗАХСТАНЦУ, как и нации в целом, необходимо осознать: для формирования конкурентоспособности каждого казахстанца необходимо конкурентоспособное образование. Конкурентоспособное образование не возможно вне высокого уровня модернизации педагогического образования: качественной подготовки педагогических кадров. Подготовка высококвалифицированного учителя - важнейшее направление и основа модернизации общественного сознания подрастающего поколения - будущего Казахстана. Следовательно, модернизация педагогического образования должно стать масштабной программой государства, в рамках программной статьи Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Прагматизм. «Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. Уметь  жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех - это и есть прагматизм, в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практически-: достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе».

В соответствии со сказанным выше, отметим: сегодня мы достаточно четко понимаем, что без поднятия статуса учителя в республике Казахстан решить проблему качества и конкурентоспсосности педагогического образования невозможно. И прагматизм требует сделать наконец-то значимые шаги в этом направлении.

За годы Независимости система образования Казахстана подвергалась различным реформам. И мы имеем определенные позитивные изменения в этом направлении. Вместе с тем, мы не можем не отметить, что проблема качественного набора абитуриентов, одного из важнейших индикаторов качества педагогического образования не нашла еще своего должного решения.

Существующий, уже многие годы, низкий качественный набор абитуриентов в педагогические вузы страны, связан с низким статусом учителя.

Отметим три позиции (допущения) Всемирного банка, обеспечивающие «качественные изменения» в образовании:

1)высококачественная система образования должна быть направлена на достижение долгосрочных социальных эффектов (результатов), отражающих не столько сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности меняющегося общества;

2)для достижения нового качества организация образования и структура управления образованием должны сами по себе отражать основные характеристики новой экономики и общества, основанного на знаниях, - она должна быть гибкой, инновационной и способной быстро воспринимать происходящие перемены; 

3)в осуществлении стратегии модернизации нужно переходить от лозунгов о политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики, а, следовательно, к конкретным ориентирам.

По нашему глубокому убеждению, взятые ориентиры по повышению статуса педагога в Казахстане, следует, с наибольшей вероятностью, привести в соответствии с Международными стандартами. Что это за стандарты?

В октябре 1966 года в Париже Специальной межправительственной конференцией ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers и международной организацией труда (МОТ) было взято во внимание наличие большого разнообразия законодательных положений и обычаев, которые в различных странах определяют систему и организацию образования. Несмотря на эти различия, во всех странах возникают общие вопросы, касающиеся положения учителей, которые требуют применения совокупности общих норм и мер. С учетом этих положений, вышеобозначенные международные организации, разработали и приняли «Рекомендации, касающиеся статуса учителя» (Recommendation concerning the Status of Teachers).

Основу данных рекомендаций составили следующие положения: а) право на образование является одним из основных прав человека; б) государства обязаны обеспечивать каждому человеку должное образование; в) решающий вклад в развитие образования, в развитие человеческой личности и современного общества вносят учителя.

Красной линией Рекомендаций о положении учителей выступает осознание, официальное признание и понимание мировым сообществом того, что педагогические работники должны иметь соответствующий статус, а профессия педагога должна быть окружена общественным уважением, которого она заслуживает.

При этом отмечается:

1.Среди различных факторов, влияющих на положение учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях другие факторы, такие как положение в обществе, уважение к их профессии, в значительной степени зависят, как и в отношении других подобных профессий, от их экономического положения.

2.Заработная плата учителей должна: а) соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно, и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на них с началом педагогической деятельности; б) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации; в) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня.

3.Различия в заработной плате должны основываться на объективных критериях, таких как уровень квалификации, стаж работы по специальности, степень ответственности, при соблюдении разумного соотношения между низшим и высшим уровнем окладов. Шкалы окладов учителей должны периодически пересматриваться с учетом таких факторов, как повышение стоимости жизни, повышение жизненного уровня в стране вследствие роста производительности труда или общей тенденции к повышению заработной платы.

4.Все аспекты подготовки и работы учителей должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения. Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач.

5.Пособие по старости должно устанавливаться в таком соотношении к конечному заработку, чтобы учитель мог поддерживать удовлетворительный жизненный уровень (п. 134). Власти должны признать, что улучшение общественного и экономического положения учителей, условий их жизни и труда, возможностей продвижения по службе является лучшим средством преодоления существующей нехватки компетентных и опытных учителей, а также условием привлечения и сохранения в системе образования достаточного числа квалифицированных лиц.

Повышение статуса педагога в Казахстане, в соответствии с мировыми тенденциями, требуют более глубокого изучения опыта развитых стран в решении этого вопроса. В этом плане особого внимания заслуживает опыт Финляндии, Сингапура, Южной Кореи. Так, по данным консалтинговой компании McKinsey в этих странах, в сравнении с другими, совершенно иной подход к профессии. Во-первых, правительства в этих странах принимают на работу лучших выпускников, текучесть кадров в этих странах является поразительно низкой: В Южной Корее это 1%в год. В Финляндии 2%. В Сингапуре 3%.

По данным PISA в последнее десятилетие лучшие результаты по качеству знаний показывают финские школьники[3], а также учащиеся из Южной Кореи, Сингапура. А это свидетельство того, что и квалификация учителей этой страны оценивается соответствующим образом. За счет чего достигаются такие результаты? Ответ прост. Высоким статусом педагога.

Остановимся кратко на опыте Финляндии, о котором мы уже упоминали в одной из своих статей (Повышение статуса педагога: международный стандарт, опыт развитых стран, 2011)

Актуальность и значимость, выбранного нами предмета разговора, в контексте программной статьи Президента, обязывает нас (частично) вернуться к сказанному ранее.

Профессия учителя в Финляндии - одна из самых популярных. Высочайший конкурс на педагогические факультеты - по 12 человек на место - позволяет школам выбирать лучших преподавателей Педагогические факультеты университетов могут принять лишь 12 % от желающих там учиться. То есть отбирают самых-самых. И примерно треть из них (в начальной школе меньше, в старшей - больше) - мужчины. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране.

Что же делает профессию учителя в Финляндии столь популярной? На наш взгляд, зарплата получаемая молодыми учителями. Зарплата молодого учителя в Финляндии - около трех тысяч евро. Вне зависимости от количества учеников. И это при средней по стране зарплате около 2500 евро. То есть зарплата молодого учителя выше, чем средняя зарплата по стране. Именно такой подход, делает столь популярной профессию школьного учителя. И именно этот подход позволяет вузам страны осуществлять качественный набор абитуриентов (один из важнейших индикаторов качества образования: что имеем на входе, то и получим на выходе), привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.

Характерно то, что после окончания высшего педагогического образования не каждый выпускник может попасть в школу. Попадает только 30%. Лучшие из лучших.

Из сказанного следует: поднятие в Республике качества педагогического образования, без притока в педагогические вузы Казахстана талантливой молодежи невозможно. Одним из путей привлечения талантливой молодежи к выбору профессии учителя, является поднятие заработной платы молодым учителям.

Сохранение национальной идентичности. «Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации». С учетом данного тезиса отметим следующее. Образование - есть важнейший компонент национальной культуры любого государства, Казахстана в том числе. Национальная идентичность казахского народа, гражданская идентичность всего народ; Казахстана зависит от уровня образованности каждого казаха, каждого казахстанца.

Формирование обновленного общественного сознания должно осуществляться на всех уровня?: образования, но основы его закладываются в стенах средней общеобразовательной школы. Развить > учащихся «культ образованности» - задача высокообразованного учителя. И «если в системе ценностей» учащихся «образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан».

Культ знания. «Культ знания», «Культ образованности» у ныне подрастающего поколения может сформировать только высокообразованный учитель. Остаточный принцип набора абитуриентов не решает этой проблемы.

Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Качественный набор абитуриентов - это и есть путь эволюционного, а не революционного развития педагогического образования. Опыт лучших стран в решении качественного набора абитуриентов уже многие годы существует и он должен быть одним из ориентиров модернизации педагогического образования, а, следовательно, и модернизации общественного сознания всего населения Казахстана.

Открытость сознания. Переняв опыт лучших стран в области модернизации педагогического образования (Финляндия, Сингапур, Южная Корея и др.) мы создадим хорошую основу (на многие годы) по перманентной модернизации общественного сознания всего казахстанского народа. И, как отметил Н.А.Назарбаев, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям залог успеха и один из показателей открытого сознания.

Нужно быть готовым к этому.

Список литературы

1.Казахстанская правда. № 71 от 13 апреля 2017г.

2.Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М. 1993. С. 122.

3.Система образования Финляндии - dic.edu.ru/information/national_sys.

4.Гальетов П.Г. Школа в Финляндии / Форумы / Педсовет: образование, учитель, школа pedsovet.org/forum Социально-экономические особенности реформирования школы uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedago

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.