KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Реализация программы «рухани жаңғыру» как главный вектор духовно-нравственного образования учащейся молодежи
Реализация программы  «рухани жаңғыру»  как главный вектор духовно-нравственного образования учащейся молодежи
29 июня 2018    Автор / Рысбаева А.К. п.ғ.д., профессор, бас ғылыми қызметкер, АҮДИ, «Бөбек»ҰҒПББСО

Актуальность статьи Президента страны Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» не вызывает сомнения, поскольку масштабные преобразования в современном  обществе связаны   с необходимостью опережающей модернизации общественного сознания. Что это значит?

А это значит, что любые политические, социально-экономические преобразования будут успешными только в том случае, если народ будет нацелен, настроен, готов к принятию этих самых преобразований. Президент подчеркивает, что  модернизация общественного сознания – это сердцевина политической и экономической модернизации.

Повсеместно на всей территории нашей страны идет обсуждение программной статьи.          Педагоги самопознания уверены в том, что основой  модернизации общественного сознания являются духовность и нравственность, которую надо воспитывать в детях с самого начала их жизненного пути.

«Познай себя!» - говорили  древние греки. «Познай себя, и ты познаешь весь мир. Не оставайся в неведении относительно себя самого; не делай ошибки, в которую впадает огромное  большинство людей: обыкновенно люди проявляют интерес к чужим делам, а не стремятся анализировать самих себя. Так ты не ленись делать это, а напротив, всеми силами следи за собой», - говорил Сократ.

Кратко и лаконично сказал Абай: «Адам бол!» - «Будь человеком!» .

Во все времена просветители, философы, педагоги поднимали вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, вследствие которого возможно  формирование  здорового общества. Жан-Жак Руссо – писатель и философ 18 века подвергал критике основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, где прогресс культур привел к социальному и нравственному регрессу. Он писал о том, что безудержная жажда наживы людей способствует возникновению нравственных пороков, что  основа нравственности – в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, который по природе своей добр и  милосерден.

Программа нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание», являющаяся инновацией отечественного и мирового образовательного пространства, имеет потенциальные возможности в модернизации общественного сознания путем интеграции духовно-нравственных знаний в целостный педагогический процесс.

Определяя понятие «образование», как результат обучения и воспитания, мы интегрируем духовно-нравственные знания о доброте, честности, ответственности, дисциплинированности и др. качествах человека в процесс обучения самым разным наукам: математике, физике, биологии, в предметы специальных дисциплин.

Так, изучая специальные дисциплины в военном учебном заведении, необходимо обращать внимание обучающихся на примеры из жизни и деятельности истинных лидеров военного дела. К примеру,  Бауыржан Момышулы – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, писатель. Основной темой его произведений было описание становления характера настоящего воина, прославление ратного подвига, героизма народа при защите Родины от вражеского нашествия. Ярким примером патриотизма, дисциплины, ответственности и любви к Родине является жизнь и подвиги самого  гвардии полковника Бауыржана Момышулы.

Программа НДО «Самопознание» играет метапредметную роль в образовательном процессе, она нацелена на гармоничное развитие человека, стремящегося овладеть глубокими духовно-нравственными знаниями.

Условиями успешной интеграции будет:

-непрерывность системы: детский сад – школа –колледж – вуз - послевузовское образование в реализации Программы НДО «Самопознание»;

-нацеленность педагогов  на дальнейшее развитие профессиональной компетентности в духовно-нравственном образовании учащейся молодежи;

-направленность преподавателей всех предметов  на совершенствование  профессиональной подготовки в контексте интеграции самопознания и других учебных дисциплин;

-активизация педагогического сотрудничества  с родительской общественностью в духовно-нравственном воспитании детей и подростков;

-привлечение  общественности к изучению вопросов модернизации сознания в контексте духовно-нравственного самосовершенствования.

Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи – это то, что напрямую связано с духовным возрождением общества. И в этом значима роль  всех учебных заведений, включая и военные, которые, обеспечивая преемственность в развитии казахстанской военной школы, сохраняют и укрепляют лучшие традиции прошлого и настоящего.

В век научно-технического прогресса мировая образовательная система сталкивается с нарастающими глобальными проблемами, требующими для их решения глубокого анализа, изучения ситуации со всех сторон. Одним из катализаторов  возникновения глобализационных проблем является стремительное развитие технологических процессов во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, в сфере образования.

С целью укрепления и дальнейшего развития государства правительства стран обращают особое внимание на образование как на важнейший фактор улучшения качества жизни народа. Приоритет отдается знаниям, способствующим повышению интеллектуального потенциала учащейся молодежи, способной принять активное участие в строительстве конкурентоспособного государства.  

А что же духовно-нравственные знания? Можем ли мы сегодня  быть уверенными в том, что сильный предприниматель, бизнесмен знает азы милосердия, может оказать бескорыстную помощь слабому, нуждающемуся человеку?  Можем ли мы быть уверенными в том, что наша молодежь, осваивая несколько языков и разные компьютерные технологии, в нужную минуту проявит заботу о стариках и поможет попавшему в беду человеку?  Да, мы будем уверены, если интеллектуальные знания будут  гармонично сочетаться с духовно-нравственными знаниями. Если через содержание учебных дисциплин, как гуманитарного, так и естественно-научного циклов, учащиеся будут познавать основы бескорыстных добрых поступков, глубоко вникать в суть общечеловеческих ценностей.

Задача состоит не просто в подготовке квалифицированных специалистов, но важно, подготовить высоконравственных профессионалов. В формировании мировоззрения и сознания современных офицеров, в определении их жизненной позиции важно каждому познать себя, свои возможности, направить все свои усилия на раскрытие  познавательных и творческих способностей, совершенствовать свой характер, развивать духовно-нравственные качества.

Важно ответить на жизненно необходимые вопросы: кто я? Для чего я пришел в этот мир? В чем смысл моей жизни?

Известный австрийский психиатр и невролог, узник нацистского концлагеря Виктор Франкл, в послевоенные годы  написал более 30 книг, в которых подчеркивал главную мысль: в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависит исключительно от того, обладает ли человек верой в смысл жизни,  смысл своей жизни [5]. Девизом могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем»  жить, преодолеет почти любое «как».

В духовно-нравственном образовании особо ценным является воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся людей, их высказывания,  часто цитируемые нашими современниками. Махатма Ганди – индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость своей страны, произнес великие слова: «Ненасилие – оружие  сильных. Слабые никогда не прощают».

Реализация Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» направлена на  решение задач обучения и воспитания личности,  способной самоактуализироваться, постоянно повышать свой творческий  потенциал, работать над совершенствованием духовно-нравственных качеств, определяющихся, в первую очередь, единством мысли, слова и дела.

Создание боеспособной, мобильной армии, во многом зависит от способности каждого самостоятельно принимать обоснованные решения в сложных нестандартных ситуациях, от умения сделать самоанализ, рефлексию, которая всегда связана с понятиями «совесть», «истина», «любовь», «доброта», «милосердие».

Всем, у кого богатый  жизненный опыт, надо  помочь молодым найти правильный путь в жизни,  надо помочь молодым меняться. Меняться таким образом, чтобы, как сказал выдающийся писатель Николай Островский: «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое».

Каждому надо изменить себя с позиции духовности и нравственности. Важно дать правильное направление, дать возможность изучить и  усвоить национально-культурные корни, стать конкурентоспособным специалистом, вести здоровый образ жизни, быть реалистом и прагматиком, сохраняя при этом национальную идентичность и  оставаясь Человеком!

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подчеркивает: «В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».

Познать себя должен каждый, воспитывая в себе качества настоящего гражданина своей Родины: доброго, честного, понимающего меру   ответственности  за все, что происходит на Земле.

Литература:

Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания //Казахстанская правда. -12 апреля 2017.

Платон. Собр. сочинений в четырёх томах. — М.: Мысль, 1990—1994.

Абай. Книга слов. – Алматы:  1992.

Жан-Жак Руссо. Трактаты. – М.: Наука,1969.

Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. Психология личности. Сборник, М.: МГУ, 1982.

Махатма Ганди. Моя жизнь. – Алма-Ата: Жалын, 1989.

Островский Н. Как закалялась сталь. – М: Правда, 1982.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.