KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Воспитывать будущих специалистов в контексте модернизации общественного сознания
Воспитывать будущих специалистов в контексте модернизации общественного сознания
10 июля 2018    Автор / Акедилова Р.А., АҮДИ гуманитарлық колледжінің оқытушысы Алматы қаласы.

Программная статья Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» вызвала оживленную общественную дискуссию и огромный интерес населения страны, потому что ее содержание созвучно с процессами,  которые происходят в Казахстане на современном этапе.

В статье содержатся идеи, которые задают вектор движения казахстанского народа вперед, к развитию, к построению конкурентоспособного государства, укреплению позиции Казахстана на международной арене.

Инициатива Главы государства, поддержанная многочисленной армией педагогов, актуализирует задачи  обеспечения учащейся молодежи глубокими интеллектуальными и духовно-нравственными знаниями. Необходимо способствовать возрождению народных традиций и обычаев, основанных на высокой духовности и нравственности, усилить воспитательный компонент в деятельности всех учебных, производственных и научных коллективов.

Педагоги  и студенты Гуманитарного колледжа гармоничного развития человека «Самопознание»  активно включились в изучение  и реализацию идей, изложенных в  данной статье. Как известно, стратегической целью колледжа – является профессиональная подготовка будущих специалистов на основе внедрения модели духовно-нравственного образования в целостный педагогический процесс.

Для преподавателей  и студентов важно теоретическое осмысление и практическая реализация поставленных задач в статье Президента РК Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Вне сомнения, модернизация общественного сознания – дело непростое. Как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Легче расщепить атом, чем  предрассудок», то есть, чем переделать сознание, взгляды, убеждения человека.

Перед казахстанской педагогической общественностью стоят задачи по формированию сознания и мышления молодежи в аспекте выделенных в статье основных элементов модернизации общественного сознания:

-Конкурентоспособность.

-Прагматизм.

-Сохранение национальной идентичности.

-Культ знаний.

-Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.

-Открытость сознания.

В понятие «конкурентоспособность специалиста» мы включаем не только владение будущих специалистов высоким уровнем профессиональных знаний, способных принять решение в любой жизненной ситуации, критически и творчески мыслить, но не менее важным, является выражение  активной внутренней позиции по отношению к происходящему в окружающем мире. При этом одним из основополагающих свойств является  умение четко обосновывать цель профессиональной деятельности, направленной на служение человечеству. Также необходимо воспитание у молодых людей таких личностных качеств, как: трудолюбие, творческое отношение к делу, умения непрерывно заниматься саморазвитием и самовоспитанием,  навыков  профессионального мастерства.

Конкурентоспособного специалиста отличают уверенность в своих знаниях, ответственность, дисциплинированность, высокая работоспособность, адекватное поведение в самых сложных ситуациях, касающихся профессионального труда, либо частной жизни. Не менее важной частью характеристики такого специалиста является умение презентовать себя, соответствовать внешнему облику делового человека, иметь конкурентоспособный имидж.

Задачи обучения в колледже направлены на раскрытие психологических, общепедагогических аспектов становления и развития конкурентоспособности будущих  специалистов. Как говорится в программной статье Президента РК, «любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных ХХI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость».

В колледже «Самопознание» уделяется большое внимание развитию у студентов вышеперечисленных качеств. В хорошо оборудованных аудиториях, общежитиях  студенты имеют возможность заниматься развитием компьютерных умений и навыков, пользоваться Интернетом, заниматься изучением иностранных языков, принимать активное участие в развитии современной культуры.

Большое значение придается воспитанию молодежи на основе прогрессивных традиций и обычаев народа. Так, например, на концерте во время празднования  весеннего праздника Наурыз коллектив преподавателей и студентов продемонстрировал глубокое знание традиций и обычаев казахского народа. Так, например, педагоги и студенты подготовили инсценировку обряда «тусау кесу», посвященного торжеству по поводу сделанных самостоятельно малышом первых шагов. В дом приглашается старший по возрасту, самый уважаемый человек в ауле, который должен будет перерезать ножом специальные веревочки, которыми опутаны ножки ребенка. (Переводится «тусау кесу»  как  «разрезание пут»). Выбор человека, которому доверено права «разрезания пут» основан на обладании им высокими духовно-нравственными качествами. Этот человек является образцом доброты, трудолюбия, честности и порядочности. Немаловажными факторами являются его  быстрая ходьба,  проявление  качеств активности, четкости.

Во время проведения обряда перед ребенком расстилают белую дорожку, олицетворяющую его светлый путь в большую жизнь, и когда он начинает по ней шагать, старейшина дает бата.

Бата – слова благословения и добрых пожеланий,  традиция, которая берет свое начало в глубине веков. В народе всегда придавали большое значение бата. Звучат слова, наполненные мудростью, добротой, имеющие назидательный и воспитывающий характер.

Вместе с задачей сохранения и приумножения прогрессивных традиций и обычаев народа в программной статье, указывается на необходимость развития у молодежи прагматических навыков. «На протяжении столетий, – говорится в статье, –  наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.

И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее».

В связи с этим, нам, педагогам  необходимо ориентировать молодежь на самопознание, саморазвитие, на формирование достижения конкретных целей в своей жизни с  умением определять свои  возможности и развивать способности. Современный темп развития общества не дает возможности на «долгую раскачку», необходимы ясные установки на планирование настоящего и определения перспектив  будущего. Педагогам необходимо совершенствовать учебно-методические разработки, направленные на воспитание молодежи в духе реализма и прагматизма, самим показывать   достойные примеры прагматических действий.

Далее в статье говорится о сохранении национальной идентичности. Подчеркиваются два момента:

«Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации».

Следует изучать и возродить забытые  традиции, обычаи, обряды, которые имели глубокий нравственный смысл. Например, в своих трудах художник Ералы Оспанулы демонстрирует такой обычай, как «шулен тарату». Он подчеркивает, что многие из описанных обычав сегодня  уже почти забыты. Между тем,  некоторые из них  могли бы быть полезными и в наши дни. Ведь эти традиции учат взаимоуважению, добрососедству, способствуют сохранению уникальности культуры.

"Один из важных, но, к сожалению, уже практически исчезнувших обычаев, я бы назвал – Милосердие. В казахской культуре этот обычай означал взаимовыручку и проявление милосердия к малоимущим. У скотоводов это называлось көгендік, земледельцев – кеусен, а рыбаки проводили өлі сыбаға. Эти обычаи соблюдались неукоснительно, и ни у кого не вызывали возражения. А выражались они в том, что при распределении полученных доходов, часть их передавалась тем семьям, у которых в силу разных причин не оказалось кормильца. Это одинокие старики, инвалиды, вдовы и сироты", - рассказывает художник.

В нашем колледже стало традицией принимать участие в благотворительных акциях. Ежегодно педагоги и студенты собирают средства нуждающимся людям, проводят акции в помощь больным детям и инвалидам, выезжают с концертами в Дома ветеранов и в детские Дома, занимаются волонтерской деятельностью.

Идеи Программы «Рухани жаңғыру» глубоко созвучны с идеями  авторской программы Сары Алпыскызы нравственно-духовного образования «Самопознание». Необходимо готовить молодежь к вызовам современного мира, формировать навыки, необходимые для грамотного общения в глобальном информационном обществе, сочетая при этом качества сильного, волевого, решительного человека с гуманностью, милосердием и бескорыстием.

Коллектив Гуманитарного колледжа гармоничного развития человека «Самопознание»  активно участвует в изучении и реализации задач модернизации общественного сознания через самопознание и самосовершенствование личности.

Литература:

Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. / Казахстанская правда. 12.04.2017.

Оспанулы Е.Обычаи казахского народа, которые стоило бы возродить. – Корпорация ORDA INVEST. – 2015.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.