KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Формирование духовно-нравственной культуры и ценностных ориентаций личности в системе непрерывного образования
Формирование духовно-нравственной  культуры и ценностных ориентаций   личности в системе непрерывного  образования
28 мая 2018    Автор / Новикова Г.П., д.п.н., д.психол.н., проф., академик МАНПО, Москва, Россия.

Одной из главных задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым  нравственным ценностям. Система нравственных ценностных ориентаций субъекта является важнейшей характеристикой его личности, определяет содержательную сторону ее направленности и составляет основу мировоззрения и жизненной позиции. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций приобретает особую актуальность в современной отечественной педагогике в связи с динамичным развитием социума, изменением аксиологических приоритетов общественного сознания. Различные аспекты проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций рассматриваются философами (Л.М. Архангельский, Б.И. Додонов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.И. Титаренко, В.П. Тугаринов и др.), социологами (В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский и др.), психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, В.А. Ядов и др.), педагогами (Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Т.А. Казимирская, А.В. Кирьякова, Р.Р. Накохова, Е.В. Поленякина, В.А.Сластенин и др.).

В современной науке формирование нравственных ценностных ориентаций понимается как длительный процесс установления субъектом (на сознательном или подсознательном уровне) степени личной значимости моральных категорий (целей, качеств, норм) и становления иерархизированной системы аксиологических приоритетов, выступающей основой направленности его поведения. Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций характеризуется определенной стадийностью и начинается задолго до вступления в подростковый и юношеский возраст.

В настоящее время ученые пытаются определить особенности, условия, методы, средства формирования ценностных ориентаций (в том числе и нравственных ценностных ориентаций) у взрослых (С.И. Минкин, Н.Я. Рыбина), у студенческой молодежи (О.Е. Зубов, Р.Ю. Кондрашова, Н.Г. Набиулина, Е.Л. Руднева, Е.Г. Слободнюк), у старшеклассников (З.А. Болатова, И.В. Вахрушева, Л.И. Евдокимова, А.С. Койчуева), у подростков (Г.А. Аргунова, Э.В. Зауторова, В.В. Копусова, Т.В. Ромашкина), у младших школьников (С.Н. Галенко, С.Г. Гладнева, С.А. Куликова, Р.Р. Накохова, Е.В. Поленякина).

Однако в большинстве существующих исследований недостаточно раскрыты возможности формирования нравственных ценностных ориентаций на этапе дошкольного образования. Вместе с тем, ведущие психологи конца XIX – начала XX вв., как зарубежных (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) научных школ придают особое значение  дошкольному  периоду  и  раннему  детству  в  становлении  личности  и её смыслообразующих  ценностных  компонентов. С их точки зрения, процесс становления ядра личности – системы убеждений и нравственных  ценностных ориентаций - наиболее интенсивно идет именно в раннем возрасте. Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного поведения открывает возможности для осуществления целенаправленной работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у детей, начиная с самого раннего возраста.

Нравственные ценностные ориентации рассматриваются в философских, психологических и педагогических исследованиях как ядро системы ценностных ориентаций субъекта, поскольку именно они определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение к себе и другим людям. Под нравственными ценностными ориентациями понимают направленность субъекта на нравственные ценности в виде устойчивых фиксированных установок и предпочтений, детерминирующих его (субъекта) деятельность. Формирование нравственных ценностных ориентаций предполагает установление субъектом (на сознательном или подсознательном уровне) степени личной значимости моральных категорий (целей, качеств, норм) и становление иерархизированной системы аксиологических приоритетов, выступающей основой направленности и поведения.

Рассмотрение современных психологических основ формирования нравственных ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.Б. Дерманова, Р.Р. Калинина, Л. Кольберг, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Х. Титма, П.М. Якобсон и др.) позволило установить наличие трех взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов системы ценностных ориентаций субъекта: когнитивного (знание и понимание нравственных ценностей, нравственные суждения, мнения, идеалы), эмотивного  или эмоционального (понимание и проявление эмоций и чувств, переживаний, связанных с нравственными ценностями, адекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам и ценностям) и поведенческого (нравственное поведение, направленность, намерения во взаимодействии с окружающими). Эти компоненты обеспечивают функционирование системы ценностных ориентаций и характеризуются уровневой  или стадийной организацией в процессе своего становления.

Ретроспективный анализ генезиса нравственных ценностных ориентаций в истории отечественной педагогики позволил выявить совокупность базовых нравственных ценностей - Человек, Любовь, Добро, Семья, Истина, Совесть, Мир, Свобода, Труд, - остающихся устойчивыми к изменению детерминирующих их социокультурных и цивилизационных факторов на протяжении всего исторического процесса, их тесную связь с определенными качествами личности и предпочтительные методы их формирования. Установлено, что в процессе развития педагогической теории и практики в России постепенно расширялся арсенал методов и приемов, уточнялись условия формирования нравственных ценностных ориентаций.

В практике дошкольного образования такая работа осуществляется в значительной степени стихийно, а в современной педагогической науке недостаточно системно исследованы и представлены  педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников на современном этапе  развития общества, что определяет актуальность исследования.

В результате нашего исследования «Формирование нравственных ценностных ориентаций в практике дошкольного образования» были представлены результаты анализа аксиологической составляющей программ современного дошкольного образования, спроектирована и теоретически обоснована педагогическая модель процесса формирования нравственных ценностных ориентаций, раскрыты условия ее эффективной реализации в образовательном процессе на основе аксиологического, культурологического и деятельностного подходов, а также охарактеризованы особенности диагностики нравственных ценностных ориентаций у детей 5-7 лет.

Аксиологический анализ отечественных программ дошкольного образования («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Солнышко») и некоторых зарубежных («Пилотная школа», «Шаг за шагом» и др.) показал, что в определенной степени все они отводят место формированию нравственных ценностных ориентаций. Однако  эта задача не присутствует в них как самостоятельная, а рассматривается в связи с выработкой у детей привычек поведения. При этом в программах не раскрываются содержание и пути формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников, что на практике зачастую приводит к стихийному их становлению, а преимущественная опора на бихевиориальные технологии обедняет результат. Более эффективно процесс формирования нравственных ценностных ориентаций идет в разновозрастных группах детей, но практика редко реализует подобные формы взаимодействия. Совершенствование исследуемого процесса может быть достигнуто за счет повышения аксиологического потенциала программ дошкольного воспитания, включения в их содержание специальных задач и соответствующих разделов, направленных на  формирование нравственных ценностных ориентаций, установления четких критериев и показателей их сформированности.

В  исследовании подведены основные итоги работы, сформулированы  выводы, главными из которых являются следующие:

1.Нравственные ценностные ориентации выступают центром внутреннего духовного мира личности. Формирование нравственных ценностных ориентаций - длительный процесс становления субъективной иерархической совокупности нравственных ценностей, определяющих избирательность поведения и направленность личности, который может происходить, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

2.Ценностные ориентации – образования со сложной структурой, в составе которой представлены три взаимосвязанных компонента – когнитивный, эмотивный и поведенческий. Эти компоненты обеспечивают целостность иерархической системы ориентаций, характеризуются уровневой организацией в процессе своего становления и выступают критериями сформированности ценностных ориентаций субъекта.

3.Функционирование ценностных ориентаций обеспечивается  такими компонентами психики, как потребности, интерес, мотивы, установки, направленность, совесть. Психологическими механизмами формирования ценностных ориентаций выступают интериоризация, выбор, оценка и экстериоризация ценностей-качеств, ценностей-норм, ценностей-отношений и др. в ходе усвоения субъектом культурно-исторических ценностных образцов.

4.В педагогике длительное время оставался дискуссионным вопрос о времени специально организованной ценностно-ориентационной деятельности. В классической науке Нового времени он связывался с периодом подросткового и юношеского возраста. Однако с появлением антрополого-гуманистической педагогики, акцентирующей внимание к процессам развития ребенка как природного существа, традиционные представления начали подвергаться пересмотру, который окончательно состоялся в связи с появлением в ХХ в. психоанализа и гуманистической психологии.

5.Современные отечественные и зарубежные психологические исследования рассматривают период дошкольного и школьного детства как наиболее сензитивный к формированию нравственных ценностных ориентаций в связи с определенными особенностями психики детей (высокое развитие эмоционально-чувственного восприятия, способность непосредственно запечатлевать, сохранять и использовать в качестве ориентиров как материальные, так и духовные объекты внешнего мира). Вместе с тем, указанные положения не нашли своей реализации в практике дошкольного образования.

6.Целенаправленное формирование аксиологического ядра личности может успешно осуществляться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации совокупности устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание, представленных в социокультурной среде в виде идеальных форм, образцов, эталонов поведения, отношения, деятельности, доступных для восприятия дошкольников. Базовыми нравственными ценностями, лежащими в основе формирования ценностных ориентаций, выступают общечеловеческие ценности, имеющие нравственное содержание - Человек, Любовь, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд.

7.Существуют возможности повышения аксиологического потенциала программ дошкольного и школьного образования за счет включения в их содержание специальных задач и соответствующих разделов, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций детей.

8.Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций включает в себя взаимосвязанные компоненты, характеризующие цель, задачи, педагогические условия, психологические механизмы, особенности исследуемого процесса, раскрывающие специфику взаимодействия его субъектов.

9.Педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации модели формирования нравственных ценностных ориентаций, выступают: учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников (в частности, опора на эмоционально-чувственное восприятие и продуктивное воображение детей в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, подражание, наличие базовых потребностей в принадлежности, общении, любви и др.); наличие определенной подготовки педагогов образовательного учреждения к организации специальной совместной с детьми оценочной деятельности; комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы ребенка, организация специальной ценностно-ориентационной деятельности детей; опора на психологические механизмы формирования и функционирования ценностных ориентаций; благоприятная психологическая и нравственная атмосфера; использование в исследуемом процессе специальных игровых форм деятельности с нравственным содержанием и естественных ситуаций, требующих нравственного выбора и другие.

10.Программно-методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в виде содержания, методов, приемов, средств, последовательности действий и процедур, раскрывающих взаимодействие субъектов образовательного процесса, нашло свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников и младших школьников.

11.Применение специально разработанного критериально-диагностического инструментария позволяет целостно оценить уровень сформированности ценностных ориентаций личности в единстве когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов.

Перспективными направлениями дальнейших исследований выступают: подготовка студентов вузов (будущих педагогов дошкольного  и начального школьного образования) к формированию нравственных ценностных ориентаций личности; установление взаимосвязи нравственной направленности педагога и эффективности формирования нравственных ценностных ориентаций детей; выявление преемственности в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников и младших школьников.

Использованная литература

Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя // Перспективы исследова ния современных проблем педагогики: коллектив ная монография. /Отв. ред. С.А. Козлова; сост. Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд‐во «Экон‐Информ», 2017. – С.161-174.

Артамонова Е.И. Современная практика развития духовной культуры учителя // Духовная культура российской студенческой молодежи: проблемы и пути формирования: Материалы международной научной конференции 8-9 декабря 2016г.- М.: Московский государственный университет  путей сообщения  Императора Николая П, 2016.-  С.11-19.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры (два философских введения в ХХI век). -М. : Полит. литература, 1991.- 282 с.

Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 13-17.

Крылова Н.Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - 75 с.

Новикова Г.П. Модели и методы повышения качества инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации//Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2016., Москва. / Под ред. Е.И.Артамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: МАНПО, 2017. –С.39-46.

Новикова Г.П. Профессионально-педагогическая подготовка к инновационной деятельности в вузе с ориентацией на компетентностный подход //Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. В 2 ч. Ч. 1.-  М.: МАНПО, 2016. - С.26-31.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.