KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях корпоративной культуры образовательных учреждений
 Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях корпоративной культуры образовательных учреждений
28 июня 2018    Автор / О. Б. Акимова, А. С. Франц, преподаватели РГППУ г. Екатеринбург

Каждый этап развития профессионального образования ставит перед его участниками новые проблемы или обязывает по-новому решать традиционные и вновь возникающие перед образованием задачи. Одной из неотложных проблем современной педагогической науки является обновление целей профессионально- нравственного воспитания и средств их достижения. В отечественной педагогической науке воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности всегда рассматривалось в качестве определяющей задачи образования [1, c.6]. Определяющими они остаются и в настоящее время, но особенности формулирования этих целей и способы их достижения на каждом этапе определяются наиболее актуальными потребностями общества.

В настоящее время обучающаяся в профессиональных образовательных учреждениях молодежь в связи с двадцатилетним периодом изменившихся социально-политических и экономических условий обрела немало новых по сравнению с их предшественниками социально-личностных качеств. Педагоги и родители отмечают более высокую решительность современных молодых людей в выборе своего образа жизни, более объемное понимание ими своих прав, высокий уровень освоения ими информационных технологий, их более высокую уверенность в себе и т.п. Вместе с тем, у многих современных молодых людей значительно снизились чувство ответственности за качество своей профессиональной деятельности, чувство чести и достоинства, понимание ими нравственного долга, проявление у них совестливости, сочувствия, взаимопомощи и других нравственных качеств.

Учитывая отмеченные особенности социально-личностных качеств молодежи, становится особенно важным возрождение тех результатов образованности молодых людей, при которых их нравственные чувства вновь могли бы проявляться по отношению ко всему сущему в природе и обществе. Результатом профессионального образования молодежи вновь должно стать ее нравственное отношение к труду и здоровому образу жизни, к знаниям и профессионализму, к оптимальному использованию времени, к собственности, к деньгам, к бедности и богатству, чтобы нравственность вновь стала в представлениях молодежи важнейшей социальной ценностью. Для каждого современного молодого человека, как и для человека любого возраста и любого социального статуса, важно научиться применять нравственные оценки по отношению к самому себе.

В истории российской и мировой педагогики воспитание традиционно осуществлялось как «более или менее жесткое целенаправленное руководство развитием личности» [1, c.4]. Но как бы ни были привлекательны традиции в этом процессе, как и в любом другом, они должны разумно сочетаться с инновациями, в использовании которых важно сохранить чувство меры и целесообразности.

Нельзя не учитывать, что в современных условиях субъектно-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса либо уничтожают жесткость целенаправленного руководства, либо ее существенно снижают. Преодоление тоталитарного единомыслия и достижение уважения к иному мнению во взаимоотношениях между людьми вообще и между участниками профессиональной деятельности, в частности, требуют более глубокое осмысление студентами сущности, специфики и значимости для каждого человека нравственной культуры. Важно предоставить студентам возможность получить более глубокие знания об отечественной нравственной культуре, помочь им сосредоточить внимание на специфике и результатах ее проявления, помочь студентам выработать потребность в постоянном нравственном самосовершенствовании.

Этико-культурологический и педагогический анализ показывают, что нравственность человека является целостным проявлением структуры его личности. Невозможно быть нравственным в какой-либо одной сфере жизни и аморальным – в других сферах. Поэтому моральные принципы и установки и нравственные нормы их проявления в жизни должны быть усвоены студентами как проявление достоинства личности. Воспитание нравственности студентов в сфере профессиональной деятельности представляет собой необходимое требование в подготовке специалистов. Но для этого необходим более глубокий анализ понимания нравственности человека, его нравственной культуры.

Пока в педагогической литературе существует достаточно приблизительное понимание близких по значению понятий: этика, мораль, нравственность, нравственная культура, то крайне затруднительно выстраивать стратегию и тактику нравственного воспитания, формулировать его цели и задачи, предметы и объекты исследования, исследовать условия и способы приобщения обучающихся к нравственной культуре. И это не удивительно, ибо нравственную культуру крайне сложно воспринимать зрительно: она не имеет каких-либо физических пространственных характеристик, она не улавливается и при помощи органов слуха, т.к. не обладает специфическими акустическими особенностями.

Повседневные наблюдения не отмечают возможности воспринимать нравственную культуру и другими органами чувств: обонянием, осязанием, вкусовыми рецепторами. В то же время какие-то особенности нравственной культуры человека его ближайшее окружение улавливает опосредованно, на основе восприятия идущей от него невербальной информации (жестов, манер, тональности речи, цветовой гаммы одежды, особенностей отношения к окружающим, результатов его деятельности и т.д.). Следовательно, нравственная культура воспринимается людьми на интенциональном уровне [3].

Учитывая отсутствие физических характеристик нравственной культуры, она представляет собою не материальный, а идеальный объект восприятия. Главная особенность любых идеальных явлений есть способ их бытия в психическом мире жизнедеятельности человека. Можно сказать, что на уровне чувственного восприятия нравственная культура одновременно и не воспринимается, и воспринимается людьми. При всей своей «невидимости» и «неслышимости» нравственная культура во многих отношениях однозначно воспринимается и оценивается большими социальными группами, а на первоначальных этапах развития человечества – и всем обществом.

Уже на этом уровне восприятия людьми нравственной культуры в общественном мнении сложилась убежденность в ее вездесущем и всепроникающем характере. В социальной практике констатируется зависимость протекания всех общественных процессов от содержания нравственной культуры общества. Не остается незамеченным и тот факт, что цели, способы и результаты действий каждого человека в значительной степени зависят от особенностей его нравственной культуры. Не удивительно, что в настоящее время, характеризуемое многими людьми как период кризиса нравственной культуры, стихийно возникают многочисленные общественные объединения (общественные советы по этике, группы возрождения нравственной культуры, добровольные просветительские объединения и т.п.), стремящиеся сформулировать в собственных представлениях основные особенности нравственной культуры. Причиной возникновения этих групп является сложившееся в последнее двадцатилетие ослабление представлений о нравственности и возникновение сомнений в ее значимости и ценности.

Поэтому нравственное совершенствование всех участников образовательного процесса становится одной из центральных проблем педагогической теории и практики. Нравственные качества невозможно сформировать посредством рекомендаций, назиданий, морализирования. Радостно и с достоинством проявлять нравственные чувства человеку позволяет только его высокая духовность.

Следовательно, речь должна идти о формировании высокой духовности обучающих и обучающихся. Одним из инновационных и наиболее эффективных путей нравственного совершенствования участников образовательного процесса в учреждениях профессионального образования представляется организация корпоративной культуры учреждений профессионального образования.

Оптимально сформированная корпоративная культура стимулирует участников образовательного процесса к созданию целого ряда нравственно-психологических установок как по отношению к профессиональной деятельности, так и по отношению ко всем другим сферам жизни.

Как свидетельствуют наши исследования [2] корпоративная культура учреждений профессионального образования позволяет создать у участников образовательного процесса ряд жизненно важных нравственно-психологических установок:

установку преподавателей и студентов на ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей;

установку на достойное участие в деятельности образовательного учреждения;

установку студентов на ответственное отношение к получению профессиональных и общекультурных знаний, к созданию соответствующих навыков;

установку преподавателей и студентов на уважительное отношение к руководству образовательным учреждением;

установку всех участников образовательного процесса на доброжелательное отношение к коллегам или сотрудникам;

установку преподавателей на внимательное, доброжелательное и взыскательное отношение к студентам;

установку преподавателей на доброжелательное отношение к родителям студентов;

установку всех участников образовательного процесса на внимательное и настороженное отношение к конкурентам;

установку на требовательное и ответственное отношение каждого участника образовательного процесса к самому себе как представителю данного образовательного учреждения и т.п.

Каждый вид установок в каждом учреждении профессионального образования наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию участников образовательного процесса на выполнение поставленных образовательных задач [2].

Целю дальнейшего изучения специфики современного духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования, заключается в уточнении современного понимания сущности духовно-нравственного воспитания, особенностей формирования общекультурных и социально-личностных компетенций обучающихся, в осмыслении компонентов воспитательного процесса и специфики его осуществления в различных учреждениях профессионального образования.

 

Список литературы

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский. Москва: «Академия», 2006.

2. Франц А. С. Корпоративная культура учреждений профессионального образования: курс лекций / А. С. Франц. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011.

3. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма): учеб. пособие. / А. С. Франц. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.