KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Нахождение и развитие талантов
Нахождение и развитие талантов
16 ноября 2017    Автор / Павленко Г.

Отмечу сразу, что фраза "развивать способности" Неверная. Что не верно? Сейчас разберемся...

Ты в теннис (большой или настольный) играл когда-нибудь? Согласись, что дело, в общем и целом, не простое, и требует многих способностей: предвидеть, куда мяч полетит, координации, ловкости, прыгучести и т.д. и т.п.

Вопрос – нужно ли развивать способности к теннису, если ты в теннис НЕ играешь?...

Правильный ответ будет "А зачем?".

А теперь не риторический вопрос: "Есть ли у человека способности к теннису, если он в теннис не играет?".

А если так спросить: "Есть ли у человека способности к иностранным языкам, если он их не изучает?"…

На этот вопрос могу ответить из своего личного опыта – до определенного момента (до 32 лет) я считал, что к языкам я не способный. И у меня были доказательства! Я раз десять начинал учить английский – и по самоучителю, и в группе, и с репетитором – и ни-че-го!

Два, три месяца и все. Другие дела. Нет времени. Как-то не получается. И т.д. и т.п.

Так есть у меня способности к языкам или нет?!?!?!

По поводу способностей существует две теории, каждая из которых признана в ученой среде. При этом они противоречат друг другу и, что самое интересное, пока не получилось доказать, которая самая правильная.

Теория 1.Врожденные таланты и способности к определенной деятельности.

У человека, от рождения, есть врожденные способности к определенной деятельности. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно найти (понять) – в какой области ты можешь быть хорош и заниматься только этим. В остальных делах успеха не будет, потому что нет способностей.

Кто-то прирожденный бизнесмен, другой изобретатель, третий музыкант, четвертый атлет или пловец или певец и т.д. и т.п. Если прирожденный бизнесмен займется бизнесом, достигнет высших планок. Если такой человек, с перепугу или по глупости, пойдет в певцы, при должной настойчивости он, конечно, запоет, но звезд с неба хватать не будет.

Исходя из этой теории, большинство людей вокруг нас, так и не разобрались в себе и не поняли, к какой деятельности у них есть врожденные таланты и способности. Не факт, что средний бизнесмен, пусть и состоятельный, занимается своим делом. Возможно он, на самом деле, величайший игрок в бильярд или сказочник или... А бизнесом он занялся, потому что работать не хочется, а деньги нужны.

Заметим, что критерием "он нашел себя" является достижение высших планок в выбранной деятельности. Средний уровень - считается неудачей.

То есть, если человек пишет книги и издается, еще не факт, что он прирожденный писатель. Надо смотреть на тиражи и популярность. Писать-то, на среднем уровне, дело не хитрое и при должной настойчивости может практически каждый, но, стать великим писателем суждено лишь тому, у кого есть, от рождения, нужные таланты и, что самое главное, кто занялся той деятельностью, к которой у него есть способности.

Проблема этого подхода в том, что никто не знает, как понять, к чему у тебя есть таланты и способности.

Есть множество различных тестов, но, никто не скажет Вам со стопроцентной уверенностью, что у Вас, к примеру, есть способности для того, чтобы стать новым Лениным или Достоевским или Челюскиным или... Отсюда так мало высших достижений, и так много средних неудач.

Это была теория 1. Теперь нечто совершенно противоположное.

Теория 2. Человек способен на все, если его вынуждают обстоятельства.

Человек может достичь успеха, в любой деятельности, если обстоятельства его жизни создают безысходность (нельзя не сделать).

Смысл любой деятельности – это решение проблем, стоящих перед человеком (или обществом). Чтобы решить проблему, нужны соответствующие способности.

До тех пор, пока человек не сталкивался с этой проблемой, способности у него НЕ развиты, потому что в них не было необходимости.

Например, до ВОВ (война) люди жили в мире, то есть, ходили на работу, заводили семьи, занимались собой (как это было принято тогда). То есть, люди жили обычной жизнью и решали обычные проблемы.

И вот мирный мальчик, студент, светлая голова, интеллигент в седьмом поколении, попадает на фронт. И через некоторое время становится героем – при жизни. Разведчик, как говориться, от бога.

Были ли у него эти способности раньше, когда не было войны?...

Сам вопрос поставлен не верно. Теория 2 отвечает, что изначально в нас нет никаких способностей, но организм человека способен приспосабливаться к ситуации и нужные способности возникают (вырастают и развиваются).

Например, новорожденный ребенок активно щупает, нюхает и общается с окружающим миром не потому, что у него есть для этого способности, а потому, что в этом есть жизненная необходимость – нужно социализироваться. И его активность эти способности развивает.

У него есть потребность в общении, в новой информации, в познании и реализуя эту потребность (решая стоящую перед ним проблему – познания мира), он развивает свои способности к общению, восприятию и обработке информации, запоминанию и работе с памятью и многое другое.

Точно так же фронтовые условия вынуждают мальчика стать мужем. некуда деваться, поэтому приходится.

Как это связано с иностранными языками? Прямо.

Когда я оказался за границей и понял, что я здесь не на пару недель, а на несколько лет, я осознал, что без языка мне никак. И язык у меня "пошел" и за год я очень хорошо в нем продвинулся.

Поэтому первый, и а может и главный секрет изучения любого иностранного языка (развития своих способностей в какой-то сфере) – это создать себе безальтернативную мотивацию – когда нельзя не делать.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.