KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Самопознание» – педагогика нового времени
«Самопознание» – педагогика  нового времени
30 сентября 2017    Автор / Бектлеуова Г. О. учитель самопознания, № 16 школа им. Д. Жазыкбаева, Атырауская обл, г.Кульсары.

«Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив,это только одна сторона знания, это  еще только  низшее знание, высшее  объемлет собой мир нравственный. А нравственность - это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человек нравственности, тем больше он Человек».

В.Белинский

Самопознание - это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной сути. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности. В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, помогает приобщить детей к духовно-нравственным знаниям, делая его внутренний мир богаче.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют высокие требования к развитию системы образования нашей республики. Для решения поставленных целей перед педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармонической личности. В число приоритетных направлений системы образования Республики Казахстан включено духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется на основе специально разработанной программы, автором которой является основатель общенационального движения в защиту прав детей, президент Благотворительного фонда «Бобек» Сара Алпысовна Назарбаева. Автор идеи изначально убеждена в том, что вершина мудрости - Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха.

Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической  поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы - предмет «Самопознание» - призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.

В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех…  И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.

«Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно-духовным смыслом образовательный процесс. Через предмет «Самопознание» важно раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром, т.е.  универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит — счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.

Самопознание актуализирует признание безусловной ценности человека, способствует воспитанию в нем любви к жизни, чувства собственного достоинства, независимости суждений, развитию способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.                         

Основное назначение дисциплины «Самопознание» – создание условий для нравственного и духовного совершенствования личности на основе общечеловеческих ценностей, осмысления своей человеческой природы и смысла жизни, развития потребности в самовыражении и самореализации, умения ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.                         

По нашему глубокому убеждению, предмет «Самопознание» правомерно рассматривать как педагогику нового времени. Современному человеку недостаточны только предметные знания, ему необходимы универсальные навыки и умения. Каждому важно задуматься над вопросами: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?», «Для чего я пришел в этот мир?». Суть предмета «Самопознание» и заключается в поисках ответов на эти вопросы. 

Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить мисси

Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.

На уроках  самопознания учащиеся ближе знакомятся с собственным  «Я», учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения.

Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл,  становятся  волшебными.

Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.

Часто после уроков самопознания, глядя в открытые навстречу нам глаза, невольно думается о том, что жизнь продолжается, и, мы, учителя самопознания, мысленно благодарим природу за то, что она не позволяет нам черстветь душой, что она наделила многих людей такими прекрасными качествами, как доброта, бескорыстие, сострадание. Наверное, поэтому и существует на земле жизнь. Мы живем, пока  чувствуем, любим и верим, пока наше сердце способно болеть за ближнего, а в наших душах не поселилось равнодушие. Вот такому отношению ко всему на земле, особенно к детям, и учит нас предмет «Самопознание». В образовательном процессе  роль программы «Самопознание» велика. Она возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая её, по выражению О.Сулейменова, глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего. Сегодня стало очевидным, что программа нравственно – духовного образования «самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, работу с родителями, то есть  все то, что воспитывает личность ребенка.

Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми,  учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен  раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах.

Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить честь, достоинство и  высокие нравственные ценности.

Введение предмета «Самопознание» в учебные программы школ – очень своевременно и востребовано. Программа «Самопознание» - духовное спасение общества, наших душ. Она формирует человека будущего, его этические, нравственные, духовные понятия.

Благодаря предмету «Самопознание» ученик  обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от негативных воздействий. Воспитание человека, наделенного внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью, где гарантия безопасности и согласованного развития стран мира.

Внедрение  предмета «Самопознание» в систему образования страны будет содействовать успешному развитию человеческих ресурсов государства.

Нравственно-духовное образование и воспитание позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознать свою роль и предназначение в жизни. Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать в гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Особенностью методики преподавания самопознания является использование притч, рассказов, песен, творческой работы, просмотр видеороликов духовно-нравственного содержания, что способствует осмыслению учеником общечеловеческих ценностей.

Обновленная программа НДО «Самопознание» изменила структурные компоненты урока самопознания, которые пересмотрены в сторону углубления нравственно-духовной составляющей урока. В начале урока рекомендуется проводить минуту позитивного настроя через слушание спокойной музыки и проговаривание учителем текста, настраивающего на позитивное восприятие урока.

Интересным компонентом является цитата урока. В качестве цитаты урока учитель подбирает высказывания известных людей, например, матери Терезы, Абая Кунанбаева и других, в которых нашло отражение понимание ценностей и качеств человека, его мировоззрения и поступков.

Новым компонентом является методический прием «подарок учителя», т.е. рассказ, который непременно должен передаваться устно, как подарок учителя всем ученикам. Таким подарком может быть краткое художественное произведение - рассказ, легенда, притча нравственно-духовного содержания.

В качестве закрепления изучаемой ценности учащимся предлагается творческая деятельность, которая может реализоваться в виде игры, лепки, аппликации, рисования, решение ситуативных задач и методов групповой работы.

Для успешного преодоления интеллектуального кризиса подрастающего поколения необходима правильная организация учебной деятельности по самопознанию.

Урок самопознания надо проводить с любовью и самому руководствоваться общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, вдохновлять учащихся любить, творить добро, помогать им познавать себя, различать хорошее и плохое, стремиться к хорошему. Уроки самопознания помогут выработать у учеников иммунитет к различным деструктивным вызовам нашего времени.

И, как сказала Сара Алпысовна Назарбаева, «Курс «Самопознание» помогает человеку  найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменять себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования.

На уроках самопознания большое внимание уделяется развитию навыков общения, умения слушать друг друга, не перебивая, участвовать в общей работе и т.д.

Важная часть духовно-нравственного образования - патриотическое воспитание, одним из методов которого является посещение музеев.

Самопознание предполагает тесное сотрудничество не только с детьми, но и с родителями.

Ключевую роль в достижении нового качества образования предстоит сыграть учитель. Так, выдающийся педагог-гуманист современности Ш.А. Амонашвили отмечал: «Надо реформировать не школу, а духовный мир учителя».

Использованная литература

1.Амонашвили Ш. А., Манифест гуманной  педагогики.

2.Назарбаева С.А.,  «Этика жизни» - Алматы, 2001.

3.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания предмета «Самопознание» в школе. - Алматы, 2013.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.