KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Профессионализм педагога в условиях культуры и педагогики мира
Профессионализм педагога в условиях культуры и педагогики мира
28 марта 2018    Автор / Артамонова Е.И. д.п.н., проф., президент МАНПО, Москва, Россия.

Профессионализм современного педагога  непосредственно проявляется в компетентном взаимодействии с инновациями. Под профессионализмом мы понимаем особое личностное состояние педагога как проявление целостности личности с её профессиональной культурой, мастерством. В содержании профессионализма можно выделить ряд взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивно-аналитический.

Понятие профессионализм педагога исследуют  в совокупности с понятиями квалификация, компетентность, компетенция. В соответствии с ФГОС каждый из вышеназванных компонентов профессионализма педагога  включает в себя соответствующие содержанию компетенции, приобретаемые педагогом в процессе обучения в вузе и далее – в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом,   профессионализм педагога в идеале   означает наличие квалификации,  компетенции и компетентности. Квалификация представляет собой объективированную, а компетентность - субъективированную форму проявления профессионализма. Мы знаем, что квалификация, как и компетенция, присваиваются, они существуют формально, отчужденно от непосредственного носителя. Напротив, компетентность - это персонифицированная компетенция, «человек в профессии».

В настоящее время весьма актуальной темой, занимающей умы педагогической общественности, является вопрос проявления  профессионализма  педагога в контексте его готовности к инновационной деятельности в современных социокультурных условиях. И в последнее десятилетие по ряду политических, культурных и образовательных причин понятия «инновационная деятельность», «инновационная компетентность педагога»,  стали предметом повышенного внимания большого числа как педагогов, так и исследователей.

Как уже было отмечено, современному педагогу приходится работать в новых социокультурных (инновационных) условиях. Еще в 1995 года по инициативе ЮНЕСКО получила широкое распространение «Программа культуры мира» и эта тенденция прочно утвердилась как проявление прогрессивности общества. Не случайно 2000 год был объявлен ЮНЕСКО «Международным годом культуры мира», а первое десятилетие XXI века также проходило под девизом «Культура мира». И 2014 год в России  был назван Годом культуры. И даже в 2017 году, который назван в России Годом экологии пристальное внимание уделено профессионализму  педагога по формированию экологической культуры, экологической воспитанности и экологической образованности обучающихся.

Под культурой мира в современном научном знании понимается совокупность этических ценностей и норм, отношения к другому и к окружающему, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение: уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав; отказ от насилия и его недопущение; признание права каждого на свободу слова, мнений и информации; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, плюрализма, понимания и принятие различий между людьми в культуре, нравах и обычаях, в убеждениях и верованиях, взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами.

Таким образом, культура мира представляет собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроение, образ бытия, существования, действий и реагирования. Она может быть только активной, предприимчивой и творческой. Основой становления культуры мира является социально-цивилизованное развитие современного мирового сообщества, осознание на уровне человека и всего населения планеты приоритетности идей мира и справедливости, добра и свободы, равенства и творческого сотрудничества, объединения прогрессивных сил человечества против войн и насилия в борьбе за планетарное развитие мира.

Обращение к образу современного человека диктуется требование системе образования на всех её уровнях развивать субъектный потенциал личности, способность её к активному преобразованию отношений к себе, своей деятельности, жизни в целом. А это требует, чтобы профессионализм педагога способствовал становлению личности как субъекта и стратега собственной жизни. Решение этих задач обостряется противоречиями между динамичными изменениями в реальной жизни и необходимостью преодолевать консервативность традиционной системой образования.

Обращение к образу современного педагога – профессионала на уровне деятельностного подхода иллюстрирует  необходимость решения проблемы методологизации учебного процесса и повышения в этом ключе квалификации   педагогов. С недостаточно развитыми знаниями о методологических основах конструктивной организации педагогической деятельности трудно использовать в преподавании своих дисциплин задачи перевода учебного процесса с фактологического уровня на теоретико-методологический, развивать общий и профессиональный интеллект обучающихся, их познавательные возможности, наукоемкость мышления.

Все вышесказанное отражается на инновациях процессов проектирования современной образовательной среды, утверждении её смыслообразующих параметров, горизонтов сотрудничества субъектов образования, организаций и ведомств. Каждая государственная или общественная организация,  связанная с образованием,  должна демонстрировать свою прогрессивную  ориентированность. На примере двадцатилетнего опыта работы Международной академии наук педагогического образования,  мы можем чётко обозначить функциональные характеристики такой  прогрессивно направленной организации:  – содействует развитию науки в системе всех уровней непрерывного общего и педагогического образования;– использует  достижения науки для подъема экономики, культуры, образования, повышения благосостояния и духовного потенциала общества, ускорения научно-технического прогресса;– разрабатывает и обновляет концепции, содержание, научно-методическое обеспечение образовательных систем, совершенствует их разнообразные формы и методы;– координирует деятельность и объединяет ученых разных государств в проведении научно-исследовательских работ, совершенствует их разнообразные формы и методы;– проектирует и создает технические, информационные и другие формы обучения;– формирует единое образовательное пространство.

Как видим, поставлены серьезные вопросы воспитания человека, его научного мировоззрения, нового мышления, духовной жизни, духовного здоровья, развития духовных способностей и др. Не случайно сегодня мы говорим о педагогике мира, решающей важные проблемы культуры мира.

Для России проект «Культура мира»  содействует комплексному решению следующих задач: разработка инновационных путей реализации стратегических направлений концепции «культуры мира», учитывающих специфику условий и потребностей России; распространение идеологии культуры мира, гуманизации общественного сознания, прежде всего молодежи;  выстраивание  конструктивного сотрудничества и партнерства, утверждение  миролюбия, толерантности и ненасилия как основополагающих принципов, нравственных ценностей и стереотипов человеческого поведения; упрочение институтов гражданского общества по обеспечению демократии и прав человека, преодолению неравноправия мужчин и женщин, других форм социальной и национальной дискриминации, препятствующих становлению подлинной культуры и сотрудничества; объединение усилий государственных структур и общественности в интересах профилактики межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ; участие деятелей отечественной науки, культуры, образования и информации,  неправительственных организаций в международном сотрудничестве по предотвращению конфликтов и налаживанию эффективного диалога;  формирование экологической культуры, как одной из основ развития ценностей культуры мира,  через сбережение здоровья человека (физического, психического, духовного, социального) и создание равных для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям.

Подготовку будущего педагога к инновационной педагогической деятельности в контексте профессиональной готовности педагога следует воспринимать в условиях модернизации образования как единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность с учетом новообразований  в области воспитания, обучения. Реализация ФГОС предусматривает формирование компетенций, которые позволят констатировать профессионализм педагога, прежде всего, через наличие  его  инновационной  компетентности.

«Инновационная деятельность»,  по мнению исследователей Лазарева В.С., Мартиросяна Б.П., служит для устранения несоответствия между желаемым и наличным, что требует определенных нововведений (инновационных изменений). Деятельность, в ходе осуществления которой производятся целенаправленные изменения в педагогической и управленческой системах образовательной организации, приводящие к повышению её эффективности,  называют  инновационной.

Инновационная деятельность отвечает своему назначению, если она выполняет определенные функции по отношению к образовательной деятельности: выявление актуальных потребностей (выявление проблем) изменений в педагогической системе (образовательных программах, технологиях, кадрах, материально-технической базе и др.); выявления существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образовательной деятельности на каких-то ее участках (выявление возможностей развития педагогической системы); самостоятельная разработка новшеств; проектирование желаемого будущего и движения к нему; проектирование частных нововведений; практическое осуществление нововведений.

Категория «инновационная компетентность» рассматривается нами через общее видовое понятие «инновационная деятельность» и понятие «профессиональная компетентность педагога». Инновационная  компетентность является результатом процесса формирования готовности будущего педагога к осуществлению инновационной  деятельности. Иными словами, инновационная компетентность есть результат теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности с использованием эффективных новшеств.

Содержание  инновационной компетентности педагога в контексте его профессиональных компетенций возможно представлять в виде компетенций для работы с новшеством (ознакомление, приобретение, реализация) в контексте обучающей, воспитательной, научно-исследовательской, организационно-методической видами профессиональной педагогической деятельности. Инновационная компетентность касается следующих базовых составляющих профессиональной подготовки педагога: ценностно-смысловые ориентиры профессиональной подготовки; структура процесса профессиональной подготовки; содержание   процесса профессиональной подготовки; педагогический инструментарий    профессиональной подготовки;  педагогические условия профессиональной подготовки.

Инновационная компетентность  является формой интернационализации профессионального образования педагога. Иными словами, инновационная компетентность представляет собой сложный комплекс, состоящий из овладения профессиональной и другими видами культуры, включая и культуру самостоятельной работы педагога в современном социуме.

С позиции культурологического подхода инновационная компетентность педагога высвечивает интересные для исследователя характеристики изучаемого явления: направленность личности, профессиональная позиция личности, стиль профессиональной жизнедеятельности, а также - международные студенческие обмены, академическая мобильность, которые готовят будущего педагога  к общению  с новым образовательным пространством, иноязычной культурной средой.

Инновационная компетентность педагога как раз и позволяет создавать новые  возможности для самореализации творческого потенциала педагога. В силу этого степень развитости инновационной компетентности определяется многими факторами: общий объем общеобразовательной подготовки, уровень теоретических и профессиональных познаний и   производственных   навыков,   сложившаяся   социальная   структура   общества   и закономерности ее динамики.

Показателями инновационной компетентности личности  могут служить способности человека влиять на события, управлять событиями, использовать их для своего саморазвития. Современное образовательное пространство должно быть заполнено значимыми для личности событиями, провоцирующими ее к самосовершенствованию, развитию умений работать с реалиями и возможностями. Насыщение профессионально-образовательного пространства событиями требует нестандартных механизмов и технологий, примером которых может служить проявление инновационной компетентности студентов. 

Таким образом, формирование профессионализма педагога с  ярко выраженной  инновационной компетентностью   в контексте культурологического подхода подлежит рассмотрению как социальное явление, обусловленное внешними обстоятельствами и детерминирующее проявление личностных образований интегративного характера (направленности личности, позиции и стиля профессиональной жизнедеятельности)   как субъекта  культуры. Согласно требованиям  комплексной оценки единицами анализа здесь становятся основные компоненты образовательного процесса,  которые должны обеспечивать формирование уже  у будущих педагогов инновационной компетентности: ценностно-смысловые ориентиры      профессиональной подготовки; структура      процесса профессиональной подготовки; содержание   процесса профессиональной подготовки; педагогический инструментарий    профессиональной подготовки;  организационно-педагогические условия профессиональной подготовки.

Использованная литература

1.Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя // Перспективы исследования современных проблем педагогики: коллективная монография. /Отв. ред. С.А. Козлова; сост. Г.М. Коджаспирова. – М.: Изд‐во «Экон‐Информ», 2017. – С.161-174.

2.Артамонова Е.И.  Формирование инновационной компетентности  педагога в процессе обучения в вузе //Педагогическое образование и наука.- М., 2013, №5.

3.Духовная культура российской студенческой молодежи: проблемы и пути формирования: Материалы международной научной конференции 8-9 декабря 2016г.- М.: Московский государственный университет  путей сообщения  Императора Николая П, 2016.-  С.11-19.

4.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М., 2004.

5.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. –   М., 1990. 

6.Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия// Педагогика, 2004 –  № 4; Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. – М.,  2006; Лазарев В.С., Разуваева Т.Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. – Сургут: РИО СурГПУ, 2009.

7.Новикова Г.П. Профессионально-педагогическая подготовка к инновационной деятельности в вузе с ориентацией на компетентностный подход //Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. В 2 ч. Ч. 1.-  М.: МАНПО, 2016. - С.26-31.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.