KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Право быть свободным
Право быть свободным
26 декабря 2017    Автор / Яковлева И., преподаватель спец. дисциплин, Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж № 2, г. Алматы.

Ценность: праведное поведение. Качества: дисциплина, сила духа, долг перед самим собой, семьей и обществом;

Цель: развитие ценностного отношения к свободе как средству самореализации человека.

Задачи:

-сформировать понимание слова «свобода» и связанных с ней понятий «независимость», «ответственность», «образованность», «свобода выбора».

-развивать нравственные качества праведного поведения: дисциплину, долг перед самим собой, семьей и обществом;

-воспитывать уважение к личности человека, традициям, законам государства.

Ресурсы: аудиозапись мелодии для позитивного настроя, песни «Будет все хорошо» на слова и музыку Л. Семёновой, слайдовая презентация.

Ход занятия

Позитивный настрой:

Концентрация на дыхании

Проверка домашнего задания:

Опережающее задание: прочитать текст «Свобода быть самим собой» (см. Учебное пособие по самопознанию для студентов колледжей. - С. 116-118).

Вопросы для обсуждения:

-Что такое свобода человека?

-Для чего человеку нужна свобода?

-От чего вы хотели бы быть свободными?

-Может ли человек быть абсолютно свободным в этой жизни? Поясните свой ответ.

-Считаете ли вы себя свободным человеком? Почему?

(Ответы студентов)

Позитивное высказывание (цитата занятия):

-Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье, французский философ)

Вопросы для обсуждения:

-Как вы понимаете цитату Монтескье?

-Какие законы вы знаете?

-Для чего нужны законы?

-Что вправе делать свободный человек?

-Имеет ли свободный человек какие-либо обязанности и перед кем?

-Что управляет поведением свободного человека, кроме законов, созданных государством, традициями?

(Ответы студентов)

Рассказ преподавателя: 

О богатстве, счастье и свободе:

Притча

Возле маленькой деревни проходил небольшой караван, и богатый купец, владелец верблюдов и дорогого товара, решил на ночь остановиться неподалеку.

Увидев мудреца, сидящего в тени огромного дерева, купец подошел и сел рядом. Завязался разговор. Купец то и дело говорил о счастье и свободе, намекая на свои богатства и возможности, тем самым пытаясь доказать себе, что владение богатствами – это лучше, чем владение мудростью.

Тогда мудрец предложил:

-Раз уж ты решил переночевать возле нашей деревни, пойдем, я покажу тебе нашу речушку, прогуляемся по лесам и горам, заодно и пообщаемся. У нас здесь сказочно красивые места.

-Я не могу оставить свой караван и уйти на прогулку: вдруг мои слуги что-то украдут?! Я должен быть рядом, чтобы мое богатство не расхитили.

Мудрец с пониманием отвечал:

-Тогда я приглашаю тебя в свою скромную хижину. Ночью будет дождь и холодный северный ветер, а у меня есть печь, будет тепло и сухо, хорошо выспишься с дороги.

Купец возразил:

-Нет, я все равно не усну. Я не могу спать по ночам, так как беспокоюсь о своих богатствах – как бы с ними чего не случилось. Могут напасть разбойники, а оружие есть только у меня. Поэтому я буду охранять свои богатства.

Тогда мудрец сказал:

-Вот у тебя есть дюжина верблюдов, слуги и много дорогого товара. Ты говоришь, что владеешь этим всем. Ты говоришь, что ты свободен и счастлив. Но посмотри: ты не можешь оставить свой караван даже на час, так как сильно привязан к своему богатству. Где же здесь свобода? Ночью ты не можешь спать, так как боишься разбойников. Где же здесь счастье? Ты думаешь, что твое богатство дает тебе свободу и счастье, но на самом деле оно дает тебе привязанность и постоянный страх. Богатство не служит тебе, это ты служишь богатству.

Минуту поразмыслив, купец согласился:

-В этом ты, конечно, прав, но в чем твоя свобода?

На что мудрец отвечал:

-У меня нет материальных богатств, кроме этой одежды, старой хижины, мешочка риса и кухонной утвари. Эти вещи не делают меня счастливым. Поэтому я могу целый день ходить по горам и лесам, или купаться в реке, не боясь потерять то, что имею. Это моя свобода.

-Но ты вовсе не выглядишь несчастным, - вдруг заметил купец. – В чем же твое счастье? Научи меня этой мудрости.

-Мое счастье в понимании. Это не моя хижина, не моя еда, не моя одежда и не мое тело – это все дано мне временно. Поэтому я не привязываюсь к этому. Я не могу потерять все эти вещи, потому что я никогда на самом деле и не был их настоящим владельцем. К чему тогда все эти переживания? Поэтому я благодарен судьбе за всё, что есть в каждый момент моей жизни. Это и есть мое счастье. Я благодарен судьбе за то, что у меня нет большего, иначе я бы стал жадным и зависимым от преходящих вещей. У меня бы испортился характер – я бы стал гордым и заносчивым. Я бы не смог спать по ночам, и носил оружие, то и дело ожидая нападения. Я был бы вынужден постоянно контролировать свои богатства. И я бы пребывал в иллюзии, считая, что богатство дает мне свободу и счастье. Это уводило бы меня все дальше и дальше от меня самого. Я бы потерял покой, счастье и себя самого.

Купец помрачнел и долго молчал.

-Я чувствую, что в твоих словах есть правда, - наконец отозвался он, - но как мне достичь такого же глубокого понимания? Как избавиться от желания владеть богатствами? Как избавиться от желания обладать материальными возможностями? Как мне постичь твою мудрость и достичь такого же счастья и свободы?

-Если тебе недостаточно того, что я сказал, жизнь сама научит тебя всему остальному – через твой собственный опыт.

Вопросы для обсуждения:

-Можно ли назвать мудреца свободным человеком? Почему?

-Можно ли назвать купца свободным человеком? Почему?

-Чего лишен зависимый от богатства человек?

-Какие качества необходимо развивать, чтобы не зависеть от материального мира?

-Кто из героев мог бы стать вашим другом? Объясните свой выбор.

(Ответы студентов)

Творческая деятельность, групповая работа:

Студентам в группах предлагается создать устный портрет свободного человека и презентовать его, используя словарь качеств человека: аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, искренность, капризность, легковерность, медлительность, настойчивость, непринужденность, нерешительность, целеустремленность, обидчивость, отзывчивость, принципиальность, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, терпеливость, трусость, упорство, уступчивость, энтузиазм, честность, ответственность.

Вопросы для обсуждения:

-Что дает человеку обладание этими качествами?

-Какие из этих качеств вы хотели бы приобрести?

-Ты уяснил, что значит быть свободным?

Я разобрался в этом чувстве трудном, 

Одним из самых личных чувств на свете. 

И знаете, что значит быть свободным? 

Ведь это значит, быть за все в ответе. (Л. Мартынов)

За что в ответе должен быть свободный человек?

(Ответы студентов)

Резюме преподавателя:

Преподаватель: Свобода – это не вседозволенность, а, прежде всего, ответственность, познание необходимости. Главное условие свободы – праведное поведение, дисциплина, сила духа, долг перед самим собой, семьей и обществом, предоставляющие человеку возможность выбора. Пусть вашим голосом свободы будет ваша совесть, ваше умное любящее сердце. И тогда у вас будет все хорошо!

Групповое пение:

Будет все хорошо:

сл. и муз.: Л. Семёнова

«Будет все хорошо!» - напевает река!

Будет все хорошо! - вторят ей облака!

Будет все хорошо! Будет солнце всходить!

Будет все хорошо! Если будут люди любить!

Припев:

Да, будет мир на всей Земле!

И будет радостно в судьбе.

Все мы на той Земле живем,

Земля наш дом, Земля наш дом.

Будет все хорошо! Розы будут цвести.

Будет все хорошо! Будут внуки расти.

Будет все хорошо! Ласточки будут летать.

Будет все хорошо! Давайте, люди, мечтать.

Припев

Домашнее задание:

Прочитать текст «Судьба и удача» (см. Учебное пособие по самопознанию для студентов колледжей. - С. 123-127).

Заключительная минута занятия:

Преподаватель благодарит студентов за активное участие на занятии и прощается до новой встречи.

Дополнительный материал:

Свобода – это возможность:

Большинству людей нравится слово «свобода». Каждый хочет быть свободным или, по крайней мере, считать себя таким. И, пожалуй, современный человек имеет больше возможностей быть свободным, чем наши предки.

По сравнению с советским временем, появились и позитивные возможности: можно ездить за границу, покупать любые вещи, читать любые книги, смотреть любые фильмы, беспрепятственно и безнаказанно ходить в храмы.

Каковы же плоды этой свободы? Сделала ли она нас счастливее?

Плоды свободы индивидуальны для каждого человека. Потому что каждый пользуется ей по-своему.

Свобода – она на то и свобода, что не заставляет. В том числе и не заставляет быть счастливым. Кому-то свобода помогла. Он освободился от лишнего в своей жизни, нашел главное. Свобода помогла ему найти и реализовать свои таланты и смысл своей жизни.

Свобода – это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред.

Образно это можно представить так. Поток людей двигался по глинистой, грязной дороге. Ноги людей вязли в глине, но все-таки можно было идти. Справа от этой дороги возвышались холмы и горы. Сухие дороги вели по ним вверх в разных направлениях. Слева находилось зловонное болото. И горы, и болото были отделены от глинистой дороги оградой с предупреждающими надписями.

Приход свободы означал падение ограды с обеих сторон дороги. Люди стали разбредаться в разные стороны. Кто-то шагнул направо, выбрал горные пути, нелегкие, но ведущие далеко вверх. Очень многие взяли левее, в болото, и завязли в нем. Для них свобода закончилась возможностью барахтаться в трясине своих страстей и зависимостей, практически никуда не двигаясь, только увязая все глубже и глубже.

Те, кто мужественной походкой идут в горы, меньше говорят о свободе. Потому что они понимают: чем больше свободы – тем больше ответственности. И еще неизвестно, куда ты придешь. Придешь в прекрасную страну, цветущую садами, - ты воспользовался свободой лучшим образом. Свалишься в пропасть – лучше бы не было такой свободы.

Потому что свобода – не самоцель, а лишь возможность достичь цели.

Одной из целей может быть внутренняя свобода. Внутренняя свобода – это такое состояние человека, в котором он при любых обстоятельствах свободен выбирать то, от чего ему хорошо.

По сути, именно внутренняя свобода – настоящая свобода. Обладая внутренней свободой, можно быть свободным в любом обществе (государстве) и даже в тюрьме. Свобода как юридическое право не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя.

Нашу внутреннюю свободу стесняют не другие люди, не государство, не традиции. Нашу внутреннюю свободу стесняют наши зависимости, наши страсти и страхи.

Синоним слова «страсть» - пристрастие, привычка, сильное навязчивое желание. В русском языке слово «страсть» имеет и другое значение – страдание. И это не случайно: любая страсть не только ограничивает свободу, но и мучает.

Допустим, страсть к деньгам, к обогащению. Богатый человек может быть внутренне свободным. Но человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Он страдает не только от недостатка денег. Он страдает от самой возможности потерять деньги, и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить.

Свободен ли завистливый человек? Нет! Зависть не позволит ему купить дешевую машину, если есть хоть какая-то возможность раздобыть престижную. И так во всем.

Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет. Тщеславному не позволено испытать радости от доброго дела. Он делает все только ради тщеславия, а тщеславие и добро не совместимы. Тщеславный не свободен от страхов. Он обязан делать все так, чтобы нравиться другим.

У каждого из нас – несколько страстей, ограничивающих нашу свободу. Свобода возрастает по мере освобождения от страстей. Противоположны страстям добродетели – щедрость, скромность, доверие, доброжелательность, целомудрие, терпение, милосердие. Вершина добродетелей – любовь. Чем больше у человека добродетелей, тем больше любви.

Получается, что подлинная свобода – в любви. Не в любовных страстишках, не в любовной зависимости, а в настоящей любви.

Кто по-настоящему любит, тот по-настоящему свободен. Любящий бесстрашен. Он не привязан к вещам и может подарить другу то, что нужно и ему самому. Ему безразлична слава, и он свободен от мнения других. Он никому не завидует, поэтому не огорчается успехами других и не соперничает с ними. Любящий свободен даже в том, чтобы с мирным сердцем отпустить любимого туда, где тому будет лучше.

Единственное, чего боится любящий, – потерять любовь и снова впустить в свое сердце зло. Но борьба за любовь – его свободный выбор.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.