KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Урок самопознания – урок социализации
Урок самопознания – урок социализации
13 августа 2017    Автор / Галиуллина Р. Р., психолог, учитель «Самопознания» г. Аксу, Павлодарская область, КГУ Лицей

Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле.

Назарбаева Сара Алпысовна

Ценность предмета «самопознания» – это обучение самораскрытию личности, поиск самого себя, позитивно выстраивание своей личной судьбы.

С.А Назарбаева отмечает: «Дети – это настоящее и будущее, это общая наша забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери: пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор им помогут сделать уроки самопознания, уроки Любви».

Самопознание – это особенный предмет для учащихся. На уроке за высказывание, за ответы на вопросы не ставят оценки. Ребята с удовольствием посещают уроки. Урок строю таким образом, чтобы получался откровенный разговор между учащимися.

Но в тоже время учащиеся на уроках с первых дней учатся общаться со сверстниками, также учатся простым истинам, как стать Человеком. Стараюсь на уроке самопознания организовать процесс усвоения социального и культурно-исторического опыта, то есть социализации.

Процесс социализации, становления личности связан с воспитанием духовно-нравственных качеств. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. И я как учитель самопознания имею возможность повлиять  на воспитание ребенка, уделяя этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому  моей целью педагога является познакомить ребенка на уроках с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Передо мной возникли вопросы:

«Что и как  развивать?»,

«Какие личностные характеристики необходимы для активного взаимодействия с социальной средой?»,

«В современных условиях какие личностные характеристики востребованы?».

Отвечая на эти поставленные вопросы, на уроках я применяю различные виды нестандартных уроков, обладающие здоровьесберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки -дискуссии, театрализованные уроки, уроки-творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и другие формы и методы работы: позитивный настрой, хоровое пение, игровая форма, упражнения, беседа, ролевые игры, творческая деятельность. Очень важно урок начинать с позитивного настроя, поскольку снимается определенное напряжение после других уроков и перемены. Во время урока большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята приводят примеры из жизни, читают тексты, задают друг другу различные вопросы. Часто даю такие задания, где работы выполняют в парах и группах.   На уроках самопознания я предоставляю возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения.

Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира, изучают, анализируют свои поступки, слова и  мысли. Учащиеся творчески подходят к своей личности, совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Ставят перед собой цель: дальнейшее саморазвитие и самореализация. Ученики в конечном итоге получают человеческие ценности, такие как добро, истина, свобода, самооценка человека, достойный образ жизни. На уроках с ребятами провожу дискуссии, ребята пишут эссе, создают коллажи.

Очень важно для меня построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок с радостью входил в общение с окружающими, находил в нем опору, радость в познании, понимание, помощь и дружбу.

Хочется отметить, что программа самопознания – это всесторонняя поддержка ученика в процессе его личностного становления и социализации. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.

Развитие важных личностных качеств развивает организаторские способности, умение защищать свою позицию, формирует взаимодействия с окружающим миром. И тем самым решается задача социализации современного образования.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.