KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
О хорошей традиции
О хорошей традиции
15 августа 2016    Автор / Габиден Мустафин

Когда детство проходит и отрок уже сам седлает для себя коня, он первым долгом заботится о спутнице жизни. В этом бренном мире нет ничего прекраснее, чем преданная любовь твоей суженой. Однако бывает, что какой-нибудь смертный остывает и к этому таинству природы, отчуждается от самого верного во всем свете друга. Или пылкие чувства к любимой заменяются не менее горячей привязанностью к своим детям.

Труд, который вкладывают родители в дело воспитания своего ребенка, нельзя оценить, а тем более оплатить ничем. С любовью родителей к детям не может сравниться никакая другая любовь. Она не остывает до самой их смерти.

Это свойство впитывается в человека вместе с материнским молоком. Оно присуще всему человеческому роду. Постоянство любви отца к сыну рождает преданность к Отечеству и становится вековечной традицией общества.

Мы не устаем повторять эту прописную истину своим детям, хотим, чтобы они крепко запомнили ее, ибо сознаем, что старики уходят, а мо­лодые остаются. Мы мечтаем, чтобы молодежь развивала положительные качества стариков, их образцовые дела и лучшие традиции, а затем все это передала, последующему поколению.

Когда видишь цветущую, как весенняя земля, молодую поросль, сердце наполняется радостью. Но когда в поведении молодежи замечаешь нечто неприглядное, то не знаешь, что делать, переминаешься с ноги на ногу, будто босой ногой наступил на колючку. Заложить основу хорошим обрядам, хорошей традиции значительно труднее, чем основать город, построить хорошее жилище. Хорошие традиции формируются долго, но живут также долго, служат магистральной нитью для потомков.

Каждый народ имеет свои традиции. Однако среди них бывают и хорошие и плохие. Плохая традиция не может долго жить в быту и правах общества, только хорошие переходят от поколения к поколению, сохраняют свои благородные воздействия на века...

Говоря столь педантично о традициях, мы придаем этой теме большое значение. Прежде всего помнить, что традиции утверждаются народом и того, кто нарушает их, народ сам и покарает.

Иногда мы становимся свидетелями того, что некий молодой — человек отвергает своих родителей. Родители, которые не одну ночь не смыкали глаз ради своего ребенка, терпели немалые лишения и невзгоды, чтобы только поставить его на ноги, вывести в люди, теперь стали не­мощными. Но все их помыслы и чаяния души направлены на то, чтобы их дитя было вознаграждено лучшей долей, чем кто-либо. Отпрыск, предавший анафеме таких родителей, есть предатель из предателей, бирюк из бирюков! Так считают в народе, с таким отвращением относятся к нему окружающие.

Гуманистические традиции казахов воспитывают не только почтение к родителям, но и уважение к человеку вообще. Ни одна еще не устарела из тех традиций, которые обязывают молодого человека приветствовать старшего, уступить ему место, посторониться на дороге, не бравировать перед старшим, а если пришел в дом человек почтенного возраста, то встретить на правах хозяина, отвести его коня на привязь, открыть дверь и пригласить гостя на почетное место. Кроме того, каждый юноша должен чутко и заботливо относиться и к своим друзьям и товарищам. Эти свойства глубоко оседают в самой природе каждого члена общества и становятся незыблемым психологическим фактором, на который всегда можно рассчитывать. Уважая эти стороны этикета, человек в первую очередь проявляет уважение к себе, а кощунство по их поводу означает глумление над самим собой.

Уважение и доброжелательство бывают также неоднородными. Один уважает только тех, кто может стать ему полезным или сумеет отплатить ему за добро еще большим добром. Другие не думают о том, сможет ли ему человек ответить достойно, а делает свое доброе дело как долг человечности, долг чести. Вот это последнее и есть дельное качество порядочного человека. Молодежь должна стремиться именно к такой ценности.

Испытываешь приятные чувства, когда смотришь со стороны со вкусом одетую молодую пару. Но когда эти двое, невзирая ни на кого, липнут друг к другу и лобызаются, то отворачиваешься с неприязнью, боясь опоганить душу. В чем тут причина, разве целоваться непристойно? Нет, поцелуи не возбраняются, целовалось все человечество и теперь целуется. Однако это действо относится к благородным таинствам. А целоваться на глазах у людей — это значит порочить любовь, смешать с грязью прекрасные порывы сердца. Завесой любви служат здоровый стыд, нормы приличия. Если отбросить их, то чистая любовь человека превратится в прихоть животного.

В старину дети женились по воле родителей. Любили они друг друга или нет, но после брака им не было обратной дороги. Теперешняя молодежь сочетается по своей воле. Если надо разойтись, то дорога открыта. Эту заветную свободу отдельные умники низвели до морального разложения. Необузданная прихоть человека может заставить кого-то искать слаще сладкого, приятнее благоприятного. Если только сознание, ум, благоразумие и чувство стыда не станут на пути такой погони, то на поводу этой самой искусительницы человек может скатиться до уровня животного. Самцы животных внимательны и заботливы только в период случки, самки берегут своих детенышей, лишь когда они кормятся сосками матери. Но затем с них снимается всякая обязанность по семейно-брачным узам. Человек же до самой своей смерти обязан думать и заботиться о семье, о потомстве. Это и есть непреложный закон гражданского бытия. А теперь подумайте сами, с кем можно сравнить тех любителей «сладкой жизни», которые путем неоднократных браков и разводов производят на свет сирот при живом отце, не могут остановиться перед соблазном «сменить брачную постель» при каждом удобном случае?

В последнее время что-то стало много молодежи, усердно по­стигающей знания в «винных погребах». А накопление запаса других знаний, стремление к искусству, гуманным целям почему-то не вошло в их обиход. Так, идет себе некий юноша вихляющей походкой, словно наевшаяся волчьей ягоды собака. Изо рта несет несусветная вонь, да и слова оттуда выходят какие-то прогнившие. Несчастный не понимает, что он вместо чаши полновесного знания хлебает чашу за чашей отравляющее мозг вино. Он пьет кровь и пот родителей, к тому же полон ложной гордости за себя, как за какого-то всесильного. Ему невдомек, что теперь он самый жалкий из людей...

...Мы хотим видеть нашу молодежь в безупречном гражданском об­лике, на радость друзьям и назло врагам. Для этого надо помнить, что каждая ступень на пути к человечности покоряется как высочайший пик, наделенный чертами величия. Пик высок потому, что он возвышается над холмами, буграми и грядами гор, признак величия также слагается из множества обыденных положительных качеств. Никто из великих людей не пренебрегал лучшими народными традициями. Дай бог, чтобы молодежь оберегала и развивала все хорошее в наших традициях.

comments powered by Disqus