KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Самопознание – счастье возвращения к истокам
Самопознание – счастье возвращения к истокам
09 августа 2016    Автор / Р. Мукажанова к.п.н., Г. Омарова, к.п.н., г. Алматаы

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени. В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012 г.) говорится: «… Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо».

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности, и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас.

Действительно, какая польза от прогресса и образования, если человек не может избавиться от гнева, алчности, зависти, живет, страдая и  причиняя страдания другим. Об этом говорили великие казахские классики. Например, Шакарим Кудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести в качестве обязательной для всех образовательных учреждений «науку Совести». Шакарим Кудайбердыулы считал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце… С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения».

Уроки самопознания можно назвать уроками совести, поскольку совесть является проявлением всех духовно-нравственных ценностей. Можно сказать, что сегодня мечта Шакарима Кудайбердыулы осуществилась, так как уроки самопознания ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана.

Наши ученики хотят изучать науку совести, ищут знания о том, как совершенствовать свой характер, как стать гармоничными и спокойными и сделать счастливыми окружающих людей. Но, к  сожалению, часто  уроки самопознания превращаются в «уроки-шоу» или психологические тренинги, или урок познания мира. «Уроки-шоу» развлекают, но нравственно не обогащают учащихся. Так, например, проводится игра ради игры, без ее ценностного наполнения. Психологические тренинги тоже, в большинстве своём, не обогащены нравственным смыслом. Они акцентируют внимание на различиях (виды темпераментов, психотипов, характеров и т. д.), в то время как на уроках самопознания важно развивать у учащихся способность видеть единство в многообразии, видеть то, что нас всех объединяет независимо от национальности, цвета, кожи, вероисповедания и т. д. Нас объединяют вечные ценности, живущие в сердце – совесть, любовь, сострадание. Таким образом, зачастую глубокий ценностный потенциал предмета остаётся не до конца раскрытым.

Самый важный дар, который мы можем дать нашим детям – это способность найти в своём сердце вечные духовно-нравственные ценности, присущие каждому человеку, и обрести истинное счастье, удовлетворенность и спокойствие духа. Как сказал выдающийся ученый, физик А. Е. Акимов: «Детям Света нужны учителя Света!».

Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование – это  внутреннее образование. Ведь процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания.

К сожалению, сознание современных школьников загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, компьютеров, а иногда из уст сверстников, родителей, и что греха таить, зачастую и учителей. Мы не можем сразу убрать всю эту информацию. Но мы можем постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей. Когда мы вносим эти ценности в нашу жизнь, то негативные качества и эмоции теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают. Таким образом, подобно стакану воды под краном сознание учащихся будет очищаться. Все методические приемы, используемые на уроках самопознания, подобно крану с водой, призваны играть свою очищающую роль.

В процессе преподавания предмета «Самопознание» должна произойти трансформация как учителя, так и ученика. Знание должно быть трансформировано в мудрость, затем мудрость должна быть выражена в характере человека.

Любовь, терпение, терпимость, стойкость, милосердие – величайшие качества, составляющие безупречный характер, к обретению которого стремятся и учителя, и ученики, позволят достичь органичного вовлечения учащихся в учебный процесс, который нацелен на выявление в интересной, увлекательной и доступной форме духовно-нравственных качеств личности через следующие методы и приемы, применяемые на уроках самопознания:

·   каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами  позитивного настроя;

·  цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад – во всем окружающем мире, в других людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо;

·   рассказывание историй вызывает интерес, захватывает внимание, внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у школьников сопротивления, история при этом должна иллюстрировать какую-то ценность;

·  творческая, групповая деятельность поможет направить энергию учащихся в нужное русло и, одновременно, научит лучше ладить друг с другом;

·  музыка и пение хором – это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укреплять чувства спокойствия, любви и радости. Спокойная гармоничная музыка вызывает самые повышенные чувства и устанавливает в душе слушающего ощущение покоя и красоты настоящего момента.

Таким образом, на уроках самопознания формирование у учащихся умения дискутировать или добиваться полемической победы над оппонентом не является самоцелью. Также на этих уроках не суть важна демонстрация красноречия или логического мышления. Самопознание – это, на наш взгляд,  наука о том, как учится пре­одолевать трудности жизни, стремиться к внутреннему равновесию. Уроки самопознания, рассказывающие об общечеловеческих ценностях, призваны возвращать человека к его духовной природе, а значит, к его истокам.

 

 

comments powered by Disqus