KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Общечеловеческие ценности как фактор нравственно-духовного становления личности
Общечеловеческие ценности как фактор нравственно-духовного становления личности
05 августа 2016    Автор / А. Ахметова, с.н.с. ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», Р. Базарбекова, к.п.н., доцент КазНПУ им. Абая, г. Алматы

В рамках преподавания предмета «Самопознание» основой нравственно-духовного образования является формирование общечеловеческих ценностей.

В.А. Караковский рассматривает в своих работах следующую классификацию общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Труд, Знание, Отечество, Земля, Мир.

С.Д. Поляков, взяв за основу взаимодействие в системе «человек – общности», утверждает, что в своей жизни человек ориентируется на ценности Человек, Близкие, Отечество, Человечество, являющиеся основаниями ценностной ориентации нравственного воспитания. Он поясняет: «Человек – это не только ценность человека как развивающейся личности, но и его тело, его здоровье, его природа. Близкие – семья – природно-социальная основа становления социальности человека. Человечество означает «почувствовать себя землянином», то есть ощущать свою принадлежность к многообразной человеческой культуре и воспринимать ценность согласия как формы сосуществования людей, культур и народов, цивилизованного бытия человека. Отечество – принадлежность к обществу как принадлежность к определенной культуре, восприятие себя как частицы общества, как представителя народа,  государства (от малого – семьи и малой родины как носителей  культурной традиции к большему - Отечеству)».

К. Нурланова концептуально определяет «общение» как содержание отношения казахов к ценностям Человек, Вселенная, Природа, Отечество.

Мы рассматриваем наиболее полную классификацию общечеловеческих ценностей: Человек, Близкие (Семья), Общество, Отечество, Человечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа, Вселенная.

Процесс накопления эмоционально-ценностного опыта при изучении общечеловеческих ценностей проходит тем успешнее, чем более развита эмпатийность, так как представление об общечеловеческих ценностях и чувства взаимосвязаны между собой. Ориентация в общечеловеческих ценностях происходит в процессе нравственного переживания, результатом которого является превращение приоритетных ценностей в  индивидуальные духовные ценности. К примеру, совокупность переживаний (чувство патриотизма, любви к Отечеству, чувство гордости и радости за его достижения и т.д.) не только удовлетворяет собственно патриотические и общие духовные  потребности, но и питает саму психику человека, чувственность, воспроизводит, восстанавливает своеобразные психоэнергетические силы.

Таким образом, в нравственно-духовном образовании хорошее знание общечеловеческих ценностей играет особенную роль.

В процессе изучения общечеловеческих ценностей включение в содержание учебно-воспитательной работы учителем самопознания материалов для восприятия на когнитивно-интеллектуальном уровне, то есть того, чего можно услышать или увидеть, что наглядно представлено недостаточно.  Необходимо воздействие на чувственном уровне.

Поэтому учитель самопознания должен использовать целый арсенал методов для того, чтобы повлиять на эмоционально-чувственную, ценностную, поведенческую и волевую сферу личности, то есть так организовать свою работу и преподнести такие материалы, которые заставили бы чувствовать, переживать и действовать.

На разных возрастных этапах становления личности изучение общечеловеческих ценностей имеет важное значение. Рассмотрим аспекты формирования знания общечеловеческих ценностей у детей младшего, среднего, старшего школьного возраста.

У младших школьников представления об общечеловеческих ценностях начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе (эмоционально-чувственный аспект), так как психологической особенностью развития  старших дошкольников и младших школьников является доступность языка высших человеческих эмоций и чувств. Этот возраст благоприятен для формирования у детей элементарных знаний об общечеловеческих ценностях и для осознания их значимости как ценности, потому что небольшая информация о какой-либо ценности несет большую эмоциональную, смысловую нагрузку. Это связано с тем, что младший школьный возраст сензитивен для эмоционально-нравственного развития. Например, изучение ценности «малая родина» нужно связать с развитием патриотических чувств младших школьников по отношению к стране, где они родились, Государственными символами Республики Казахстан, к близким в семье, друзьям в классе, к школе как новой среде общения, с формированием позиции школьника,  желанием учиться, трудиться и познавать окружающий мир.

На основной ступени образования в средней школе все виды учебно-воспитательных работ учителя самопознания по нравственно-духовному образованию должны быть наполнены конкретным содержанием понятия «общечеловеческая ценность», раскрытием сущности данного понятия, а также ее роли и значении в жизни каждого человека общества, государства в целом  в контексте приоритетных ценностей. В подростковом возрасте с усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, культуры поведения учащиеся приучаются руководствоваться ценностями, которые помогают регулировать межличностные отношения, способствуют формированию правовой, социально-общественной культуры. При этом руководствуются ими в качестве высших ценностей и ориентиров в разнообразных видах практической деятельности, в процессе которых формируются у них навыки, привычки, опыт нравственного поведения (поведенческий и волевой аспект), воздействующие через систему мероприятий в процессе нравственно-духовного воспитания.

В ходе участия в различных воспитательных мероприятиях по содержанию отношения подростка к коллективу класса, к семье можно получить некоторую информацию о развитии у него нравственных чувств, признаками  проявления которых являются общественная активность и принципиальность в борьбе за общие интересы, отзывчивость по отношению к товарищам, членам семьи, забота о них, внимание к их нуждам, умение принять требования коллектива, членов семьи и стремление подчинить личные интересы общественным, семейным, корректность и доброжелательность по отношению к товарищам, членам семьи, авторитетность среди них, чувство патриотизма по отношению к семье, школьному коллективу. Приоритетные ценности в этом возрасте – дружба со сверстниками, авторитет сверстников, личный авторитет как личности, общество сверстников, природа, общественно-полезный труд, окружающий мир, общество в целом, отечество.

В работе со старшеклассниками педагог сосредоточивает свое внимание на актуализации полученных знаний, умений и навыков по нравственно-духовному образованию, связанных с различными аспектами социально-политической, экономической и культурной жизни общества. Это связано с психологическими особенностями развития самосознания и самоопределения старшеклассника, характеризующиеся сензитивностью для формирования новообразований в структуре личности, которые касаются ориентации в выше указанных сферах жизни общества. То есть по окончании школы у старшеклассников складываются убеждения, мировоззрение, система социальных установок и позиций, определяющих его отношение к миру, к людям, к самому себе, к социальным, политическим, экономическим и другим событиям, происходящих в обществе, на земле, во вселенной. Они, становясь элементом личностного, социально-нравственного, гражданского самоопределения личности, носят мировоззренческий характер. Становление личности старшеклассника невозможно без его гражданской самоидентификации, заключающейся в объединении представлений о «гражданском - я», то есть всего того, что он знает о себе как о гражданине. Приоритетные ценности в этом возрасте – человечество, общество, отечество, культура, мир, земля, вселенная, знание и труд.

Таким образом, глубокое отражение в сознании личности знаний об общечеловеческих ценностях с опытом нравственного поведения является результатом системной работы по нравственно-духовному образованию, в процессе целенаправленного психолого-педагогического воздействия на эмоционально-ценностную, потребностно-мотивационную, интеллектуаль­ную, поведенческую и волевую сферу личности. Такое воздействие  по осмыслению сущности и значения общечеловеческих ценностей способствует нравственно-духовному становлению личности.  

comments powered by Disqus