KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Вечное слово Шакарима
Вечное слово Шакарима
05 августа 2016    Автор / Г. Баймурзина, директор Атырауской областной детской библиотеки, г. Атырау

Более ста лет тому назад, в 1911 году, в Оренбурге вышли в свет труды Шакарима «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» и «Традиции мусульманства». А в 2012 году отмечалось столетие со дня издания сборника стихов Шакарима «Зеркало казахов» («Қазақайнасы»). Эти значимые даты дают возможность современному читателю по-новому взглянуть на творчество великого казахского писателя. Конечно, чтобы дать полную и исчерпывающую оценку произведениям Шакарима необходимо тщательно исследовать его литературное наследие. На мой взгляд, это задача ученых – дать полноценное идейно-художественное толкование и глубокое раскрытие поэзии и прозы Шакарима. А моя цель состоит в том, чтобы заинтересовать читателей и поделиться с ними своими впечатлениями от чтения его произведений.

ШакаримКудайбердиев – выдающийся казахский поэт, переводчик, философ, композитор, духовный преемник и ученик великого Абая. Его творчество – уникальный пласт национальной культуры, воплотивший духовный опыт и мудрость казахского народа. Он оставил богатое литературное наследие. Кроме названных произведений, Шакарим – автор поэм «Енлик-Кебек», «Калкаман-Мамыр», «Айслу-Нартайлак», «Смерть Кодара», «Жизнь забытого», «Лейли и Меджнун», романа «Адиль и Мария», сборника рассказов «Сад роз», философских произведений «Три истины», «Сад подснежников» и других. Шакарим перевел на казахский язык газели Хафиза, некоторые произведения Л. Толстого, Г. Бичер-Стоу, А. Пушкина.

Поэзия Шакарима отражает взгляды мыслителя на духовное познание мира. В каждом его стихотворении можно встретить искорку истины. Легко и небрежно прочитать его стихи невозможно. Смею утверждать, что понадобится время, чтобы его философская лирика стала понятной и ясной.

Кану я, но будут жить мои стихи,

Молодые все запомнят до строки,

Кто-то с верой примет это, кто-то нет,

Нет, не каждому стихи мои близки,

- писал поэт.

Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе человечность, быть творцами.

Человек похож порою то на волка, то на сыть,

И порой от человека зверя все ж не отличить.

Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.

Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.

Он верил, что слова обладают великой силой и своими строками воспевал пользу науки, просвещения, искусства, поэзии. Обращаясь к сородичам, он пишет:

Почтение к поэту – для народа честь.

Поэзия украшает жизнь, как и есть.

Пусть акинаком проникая в грудь,

Возвысит душу, поднимая до небес!

Поэзия в тебе совьет свое гнездо,

От грязи сердце очищая, как водой.

Степной простор от жажды утолив,

Пускай она течет божественной рекой.

На меня большое впечатление произвела философская проза писателя. Я думаю, что его философия остается и по сей день актуальной и востребованной. Своей уникальной прозой он открывает нам безграничные горизонты духовного пространства. Читая его произведения, мы становимся проницательнее, мудрее, о многом начинаем задумываться, осознавать, учимся мыслить. Погасить пламя невежества, навести чистоту внутри себя, сосредоточиться на духовном развитии – основные мысли писателя. Шакарим непрерывно искал способы, как сделать лучше себя и других. Его волновали и тревожили вопросы о том, как исправить человеческую природу, как научиться жить в согласии с собой и окружающим миром. Его нравственно-духовные поиски привели к созданию философских произведений, которые мы принимаем как духовное завещание писателя.

«Мысли разных лет» – это небольшая миниатюра, где собраны афоризмы Шакарима. Для меня они являются жемчужинами мудрости, помогающими нам понять самих себя и мир вокруг нас. Давайте же сердцем услышим мудрость Шакарима: «Глаза человеческие можно прикрыть, око души никогда», «Разве тот, кто говорит обо мне плохо, сумеет сделать меня хуже, чем я есть на самом деле?», «Если нет жизни помимо этой, какой смысл тратить ее на единоборство с природой и людьми?», «Беды сыплются на землю беспрерывно, как белый дождь. А радость сверкнет молнией и исчезнет. Отчего это? А оттого, что в человеке недоброты больше, чем милосердия», «Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи величиной с гору. И не стыдно нам после этого называться человечеством?»

Следующее произведение Шакарима – «Сады подснежников» – состоит из притч. Главная идея – уберечь людей от дурных поступков, призыв к высокому, осуждение низости. Писатель считал, что если слушающий имеет чуткие уши и справедливое сердце, то умные советы как своевременно принятое лекарство избавляют его от дурных наклонностей. Его поучительные истории ориентируют людей на нравственное самосовершенствование. Внутренний моральный закон должен руководить поступками людей – такова основная мысль его притчей.

Современному читателю будет интересен его философский трактат «Зеркало подлинного счастья». «Как стать счастливым человеком?», – задает себе вопрос Шакарим. Размышляя, приводя различные примеры, он находит формулу счастья. Она не в обретении богатства, власти, славы, которые скоротечны, преходящи и обманчивы. Счастье в том, чтобы иметь безупречно чистое сердце и испытать самое возвышенное из чувств – любовь. Не утратить чистоты сердца, сохранить целомудрие помыслов, неустанно творить добро – в этих духовных ценностях заключается настоящее счастье. Другими словами, Шакарим дает нам понять, что счастье не то, что есть у человека, а то, что есть в человеке, в нашем стремлении совершать как можно больше добрых дел. Внешние человеческие ценности приносят только временную радость. Правильнее возводить фундамент счастья на духовном развитии. Искать его вне себя – заблуждение, оно внутри нас, в нашем сердце. Безусловно, его этико-философские воззрения, идейные искания, духовные познания заслуживают самого пристального внимания и ученых, и рядовых читателей.

Как и великий Абай, Шакарим избрал путь истины и духовности. В эссе под названием «За семьдесят два года» он утверждает идею нравственно-духовного очищения. Он убежден, что основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что поможет искоренить пагубные вожделения. В процесс воспитания необходимо ввести науку совести. Так считал великий гуманист Шакарим. По его мнению, для того, чтобы эти нравственные нормы работали, необходимо формировать в человеке внутреннюю потребность в утверждении в себе высокой морали.

Одним из главных творений писателя является его философский труд «Три истины». Я думаю, что при усвоении содержания великих книг важно относиться к ним не как к вместилищу абсолютной истины, а как к образцу поиска истины, и в размышлении прийти к собственным духовным открытиям. Предлагая свою истину, Шакарим предостерегает: «Приняв на веру сказанное авторитетной личностью, нельзя оставаться бесповоротно привязанным к ее словам и идеям, следует полностью раскрепостить свой разум и беспристрастно, не болезненно-воспаленным, а здравым рассудком изучить и критически оценить… высказывания, суждения».

Многие люди пребывают в состоянии глубокого сна. Так не должно быть. «Человек должен задумываться об установлении истины. Это особый долг здравомыслящего человека», – так начинает свои размышления Шакарим.

Исследуя законы Вселенной, он приводит споры между теми, кто утверждает, что мир был сотворен Богом, и теми, кто убежден, что Вселенная возникла сама по себе. Это значит, что он приводит в пример две истины – материалистическую и теологическую. И затем преподносит свою истину – закон о совести. Очень интересно следить за мыслями автора, это требует умственных сил, концентрации, в то же время необыкновенно расширяет границы сознания. Шакарим утверждает, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезнет, не поддается порче, а с каждым разом совершенствуется, идет к возвышению. Самая крепкая опора для духовного возвышения – совесть. Она есть желание, потребность Души. В это понятие входит скромность, справедливость, доброта. Совестливый человек впускает в свою жизнь свет. Соразмышляя с Шакаримом, мы выходим на более высокий уровень мышления. Продолжая его мысли, понимаю, что совесть тесно связана с понятием красоты, так как все по-настоящему красивое – нравственно. Путь к красоте лежит через любовь. Таким образом, совесть вмещает в себя нравственность, красоту и любовь. Именно совесть делает нас людьми, это и есть истинное призвание человека. Осознание этих правил преобразило бы жизнь каждого. Для этого мы должны открыть свое сердце. В мире идет непримиримая борьба Добра со Злом. А поле битвы, как утверждал Ф. Достоевский, – сердце человека.

Наша страна устремлена вперед и нацелена на процветание во всех сферах жизни. Философия Шакарима убеждает, что для счастливой жизни народа и государства необходимо духовное развитие. Наше будущее должно быть нацелено на Духовность...

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.