KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
ИКТ в инклюзивном образовании: обзор и анализ
ИКТ в инклюзивном образовании: обзор и анализ
30 июня 2016    Автор / Оралбекова Алия Курбановна, ИГРЧ ННПОО Центр "Бөбек"

Принадлежность ребенка к этническому, языковому, культурному, религиозному меньшинствам, одаренность, психофизические отклонения от нормы и пр. ставит его в позицию  субъекта инклюзивного образовательного процесса и предполагает глубокое изучение основных закономерностей, технологий и механизмов его обучения и воспитания в общеобразовательной школе.    

Основной стимул для инклюзивного образования был дан на Всемирной конференции по особым образовательным потребностям: «Доступ и качество», которое состоялось в в июне 1994 года Саламанке, Испания. Многие страны подписали заявление ЮНЕСКО Саламанкской декларации  в рамках действий в области образования для людей с особыми потребностями[1]. Многие страны согласны, что принципы, охватываемые в отчете Саламанкской декларации, должны лежать в основе всех политики  областей образования - не только тех, которые специально имеют дело с такой категорией. Эти принципы относятся к обеспечению равных возможностей в плане подлинного доступа к учебным опытам, уважение к индивидуальным особенностям и качественного образования для всех, оно сосредоточено на личные индивидуальные качества человека и его потенциальной внутренней силы.

Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение. Прежде всего, речь идет о компьютере для людей, у которых трудности коммуникации осложняются двигательными нарушениями, технологии зачастую являются единственным способом связи с внешним миром, позволяющим выразить свои мысли и потребности. Совершенствование образовательной политики и системы наряду с разработкой национальных программ по реабилитации и адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, основанных на принципах равноправия и борьбы с дискриминацией, решительные действия должны быть направлены на интеграцию современных технологий коммуникации и обмена информацией в образование.

Среди задач международной политики, направленной на интеграцию ИКТ в образование людей с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующие: создание единой системы управления для координации мер по планированию, реализации и мониторингу эффективности интеграции ИКТ в систему образования лиц с особыми потребностями;разработка стратегий, направленных на предоставление равноправного доступа к образованию всех граждан вне зависимости от их индивидуальных возможностей;повышение информированности общества о роли ИКТ в образовании и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;создание местных структур управления (таких как Совет по вопросам обеспечения доступности информационных ресурсов и технологий) и развитие пилотных проектов.

Институт ЮНЕСКО разработал проект «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями». Одним из наиболее значимых достижений проекта является разработка и публикация специализированного учебного курса «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями», посвященного вопросам общего и специального применения ИКТ в очном и дистанционном обучении людей, имеющих двигательные, зрительные, слуховые, речевые и интеллектуальные нарушения, а также специфические трудности в обучении.

В условиях бурного технологического развития во всех сферах человеческой деятельности необходимым условием развития и процветания государства становится включение людей с особыми потребностями в новую образовательную среду, основанную на использовании ИКТ.

Несмотря на то, что области применения ИКТ в образовании людей с особыми потребностями чрезвычайно разнообразны, можно выделить следующие основные направления в их использовании: 1.Использование ИКТ для решения вспомогательных задач. Компьютерные технологии помогают людям с ограниченными возможностями восполнять свои ограничения, например помогает писать при двигательных нарушений, а для людей с нарушениями зрения помогают в возможности чтения различными способами (аудио тексты и.т.д.). 2. Использование ИКТ для решения задач обучения. Использование компьютерных технологий позволяет  улучшить взаимоотношения между преподавателем и учащимся, потому что с одной стороны компьютер никогда не «наказывает», не «ругает», а «терпит», что хорошо отражается в психологической стороны, а с другой, ставит новые современные дидактические задачи связанные с компьютерными условиями, например дистанционное обучение, коммуникация и.т.д.3. Использование ИКТ для решения коммуникативных задач.  Современные технологии позволяют помочь людям с ОВЗ в преодолении коммуникативных преград. У люди с опорно-двигательными нарушениями обычно в основном сложности передвижения, и компьютерные технологии зачастую являются единственным способом решения такой коммуникативной задачи.

В  Казахстане доминирует инклюзивное образование в отношении лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее совместное обучение и равный доступ с иными категориями обучающихся. В 2015 году выявлено 141952 детей с ограниченными возможностями в развитии в возрасте от рождения до 18 лет, или 2,8% от общего числа детского населения. Из них школьного возраста – 94266 детей. Выявление детей с ограниченными возможностями составляет 2,8% в сравнении с мировым показателем 7-12%. В настоящее время в 30,5% школ созданы условия для инклюзивного обучения 27% детей с ограниченными возможностями[2].

Анализ международного опыта показывает, что существует необходимость реализации следующих показателей: расширение доступа для людей с ограниченными возможностями к инфраструктуре ИКТ; содействие к обучению базовой грамотности в области ИКТ и развитие программ профессиональной подготовки, направленные конкретно на наиболее уязвимых слоев общества; поддержка региональных, межрегиональных и международного сотрудничества  обмена передовом опыте использования ИКТ для групп лиц с ограниченными возможностями.

Использованная литература

1.  Acedo, C, Amadio, M. Opertti, R. et al. (2008) (Eds.) Defining an Inclusive Education Agenda: Reflections around the 48th Session of the International Conference on Education. Geneva: UNESCO IBE

2.  Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 13 с.

comments powered by Disqus