KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Создание образовательной среды на основе программы нравственно- духовного образования «Самопознание»
Создание образовательной среды на основе программы нравственно- духовного образования «Самопознание»
16 мая 2016    Автор / Иванова Татьяна Геннадьевна и.о. Директора Гуманитарного колледжа «Самопознание» ГРЧ

Сегодня мы очень много говорили о  миссии Программы духовно – нравственного образования «Самопознание», и, я думаю, что у многих участников Городских педагогических чтений пришло понимание того, насколько важно перестроить своё отношение к организации  образовательного процесса  и построить его на  основе идей Программы нравственно – духовного образования «Самопознание». Что  этому процессу может помешать? Ну во- первых, у многих  уже сформированы  прямые ассоциации духовности  как понятия тождественного  религиозности. Провозглашение в Конституции 1995 г. Республики Казахстан светским государством означает тот факт, что в стране не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.Утверждение РеспубликиКазахстанкаксветскогогосударствасвязывается с отделением школы от религиозных объединений иприданием государственному образованию  светскогохарактера.  Это означает, что в государственных учебных заведениях вопросы, касающиеся религии, должны быть представлены не в качестве идеологии, а как составная часть научного знания об обществе и человеке, в силу их имманентной культурной ценности. Это значит, что государственные учебные заведения не устраняются от нравственного воспитания, мировоззренческого становления молодых людей, а наоборот, должны активно принимать участие в этом процессе, основываясь на общечеловеческих ценностях, государственных и гражданских установлениях.  В первой части своего выступления немного остановиться на понятие что же такое духовность.  Действительно, многие связывают духовность  исключительно с религиозностью, однако культурологическое понятие духовности гораздо глубже,  в том смысле что охватывает не только религиозные догмы. Религия, как утверждение святости связи внутренних составляющих человеческой души и одновременно межчеловеческих отношений, основывается на любви, и пытается упорядочить, спасти, наставить на путь истины непосредственные проявления жизненной энергии человека. Духовность же, предполагает гармоничное человеческое бытие охватывая нравственные нормы, право, мораль, традиции, язык, обычаи, обряды, этикет.

Исходя из этого понятие духовности  рассматривается в  контексте:

·   личностные ценности и жизненные приоритеты: духовные, нравственные ценности как противоположность ценностям материальным. Обычно имеется в виду бескорыстие;

·   духовное творчество, творчество в культуре: создание и восприятие духовных ценностей, идей, смыслов, произведений искусства;

·   духовность связывается с уровнем сверхсознательного, являющегося источником интуиции и творческого вдохновения.

Из этого вытекает ключевое понятие, необходимое для понимания человеческой духовности как  понятия саморегуляции, понимаемой как система механизмов управления человеком собственным поведением. Человек может и должен находить в себе основу, чтобы  противостоять негативным проявлениям окружающей среды,  найти психологические опоры, которые позволяют повести себя нравственно. Человек духовный способен на самопожертвование, милосердие, бескорыстное служение обществу. А эти действия  являются неоправданными с точки зрения низших биологических регуляторов, но уникальные, ценные и предельно осмысленные с точки зрения высших человеческих ценностей. Можно утверждать, что понятие духовности относится к поведению, побуждаемому не потребностями, а ценностями. Эти две основные группы источников мотивации человека выполняют одну и ту же функцию в мотивации поведения, но имеют разные структурные особенности, разные механизмы. Потребности складываются на основе  взаимоотношений с внешним миром, исходя от собственного эго. Ценности, наоборот, усваиваются каждым членом общества из  разных социальных групп и общностей, от семьи до человечества в целом, в функционирование которых человек включен. Потребности толкают изнутри; ценности, напротив, притягивают  извне.

Вывод из вышесказанного заключается в том, что  основанное на духовности действие всегда представляет собой поступок.

В современном мире развития науки, техники и информационных технологий достигло очень высокого уровня, но, к сожалению, духовно-нравственные качества людей снижаются, поэтому ситуация становится все более опасной: мы все наблюдаем такие явления, как терроризм, межнациональные войны, брошенные дети и старики и т.д. Действительно, наука без духовности, образование без совершенствования характера, знание без нравственности, бизнес без морали наносят большой вред обществу. Поэтому, трудно переоценить важность развития высоких нравственных качеств учащихся в процессе духовно-нравственного образования. Эта задача в наши дни эквивалентна задаче сохранения жизни на Земле.

В одном из посланий Президента  народу Казахстана было подчеркнуто: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации современного общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности.

От чего зависит дальнейшее возрождение духовности и нравственности? Дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основами которых служат многовековые традиции сформировавшиеся на нравственных и этических нормах разных народов во все времена и решать эту задачу средствами учебных дисциплин.

Какова же сущность и особенности духовно-нравственного воспитания? Духовно-нравственное воспитание личности – сложный, многогранный и длительный процесс, включающий: педагогические, социальные и духовные влияния. Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям – это ценностная характеристика сознания. Нравственность – это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании эти два качества составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию), она является основой нравственности. Духовность – это способность человека к духовной жизни; присуща только человеческому индивиду; заложена в реальных человеческих поступках, творениях культуры, духовных переживаниях.

Более чем за двадцать  лет независимости в Республике Казахстан выросло новое поколение молодежи. Эти дети воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, детско-юношеских фильмах символизирующих справедливость и добро, а на фильмах ужасов и агрессивных боевиках. В период перестройки мораль общества значительно деформировалась.

В Проекте государственной стратегии «Интеллектуальная нация - 2020» предложенной  президентом страны Н. А. Назарбаевым, есть три составляющих и одна из них: духовно-нравственное воспитание молодежи. Реализация этого направления стратегии по духовно-нравственному развитию начинается в казахстанском образовании с уровня дошкольного образования и продолжена на всех ступенях образования. Цель преподавания дисциплины «Самопознание» - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела. Раскрытие нравственно-духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества. Рассматривается интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Великий мыслитель Мишель Монтень в своих «Опытах» в главе «О воспитании детей» подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики».

Духовно-нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности на живых знаниях, любви к своей стране на живых примерах, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей, которые нужно закладывать в процессе обучения.  

«Будущее - в руках школьного учителя», - когда-то сказал Виктор Гюго. И эта мысль была важна в XVIII веке, но не менее важна и сейчас. Для учителя будущее - как золотой слиток: оно имеет особый вес и цену. И современные педагоги задумываются о будущем уже сегодня. Давайте представим 2030 год. Большинство людей скажут: «Дожить еще надо, когда-то это будет». А педагоги быстро посчитают, что выпускник-2030 - это сегодняшний воспитанник дошкольного отделения. А те, кто будет принимать решения по стратегии развития государства в 2030 году, уже ходят в школу. И от правильности их решений зависит будущее нашей страны.И только от качества нашей работы, инициативности, креативности и самостоятельности в решении поставленных задач зависит образовательный результат выпускника ТиПО,  а значит, будущее страны. «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее» (Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»). 

В Гуманитарном колледже «Самопознание» сложилась система работы. Первоочередная задача – это создание образовательного пространства на основе идеи Программы Нравственно – духовного образования «Самопознание».

Рабочая неделя начинается с проведения круга радости и Любви. Это мероприятие даёт позитивный настрой, желание делать добрые дела, нравственные поступки, помогать друг другу. Формат Круга радости предусматривает Приветствие, напутствие на  добрые дела и поступки, театрализованное мини- представление по мотивам притч, исторических фрагментов, национальных традиций. На круге радости вручаются грамоты, благодарственные письма за мероприятия предыдущей недели. Заканчивается Круг радости коллективным исполнением любимых песен. Затем продолжает день Час самопознания, который проводят все члены педагогического коллектива. Час самопознания – это подарок от педагогов обучающимся. На Часе самопознания рассматриваются самые важные качества человека, анализируются нравственные поступки людей, изучаются примеры по фрагментам фильмов, художественных произведений,  картин, признанных мировыми шедеврами живописи, скульптур и др.  В  течении недели постоянно без изменения графика проведения проходят Киноклуб, в котором сначала просматривается фильм, потом коллективно анализируется и обучающиеся сами делают выводы, изучение законодательно- нормативной базы, так как гражданский долг каждого жителя нашей страны – быть Законопослушным гражданином, занятия в танцевальной, художественной и хоровой студиях, спортивных секциях. Так же в плане недели обязательный кураторский час, темы которого рассматриваются и утверждаются на Педагогическом совете. Формат работы студий независимо от разных направлений одинаков. Каждый должен научиться новым способам действий- уметь танцевать, петь, рассуждать, правильно выполнять тренировочные упражнения, знать, соблюдать  и применять Законы Республики Казахстан.

Каждый учащийся колледжа формирует портфолио личных достижений и успешности начиная с первого курса обучения. В портфолио Грамоты, доклады, сценарии выступлений, копии  распоряжений, касающиеся его деятельности в колледже.

Проводятся мероприятия ко всем государственным праздникам. Но при проведении мероприятий соблюдается принцип высокой нравственности, духовности. Принцип соблюдается не только в содержании и  внешнем оформлении, но и к внешнему виду обучающихся, нормам и правилам поведения во время мероприятия.

Интеграция предмета «Самопознание» осуществляется и в дисциплины общеобразовательного цикла и цикла специальных дисциплин. Это новое направление деятельности, но и здесь есть хорошо зарекомендовавшие себя методики и техники, которые мы покажем завтра во время практической части, затем более подробно представим и обсудим на секциях, которые пройдут в формате круглых столов.

Работа с родителями строится только на позитивном подходе. Каждый из родителей дал жизнь своему ребенку. Дал не для того чтобы его осуждали за это, а только благодарили. Иногда такой подход меняет самих родителей. Появляется чувство ответственности. У нас обучаются дети из социально- незащищенных семей и оставшиеся без попечения родителей. Обучаются со всех регионов Республики Казахстан. Поэтому  пригласить родителей на беседу не так- то просто. Чаще все корректирующие мероприятия психо- эмоциональной сферы наших воспитанников мы проводим без участия родителей. При встречах мы стараемся давать только положительные отзывы, и очень корректно, обращаем внимание на некоторые существующие проблемы. Даём инструкции по тому как правильно строить взаимодействие с ребёнком, учим родителей духовности и нравственности.

Аль-Фараби четко поставил вопрос о единстве обучения и воспитания, называя их "двумя крыльями подрастающего поколения". Он убежденно предупреждал, что "знание без воспитания приводит к катастрофе", в правоте чего человечество не раз убеждалось на своем горьком опыте.

Аль-Фараби также подчеркивал: «Враг человечества – получивший знания невоспитанный человек… Человеку, прежде всего, необходимо воспитание: знания, приобретенные без него, принесут вред человечеству».

Образование необходимо человеку не просто для проживания, оно необходимо ему для жизни, для более полной жизни, более значимой жизни. Образованный человек должен осознавать, что существование – ещё не всё, выгодная работа – ещё не всё.

Главной целью образования является развитие добродетельных качеств, укрепление нравственности в обществе, и эта цель должна совпадать с главной целью жизни – найти ответ на вопрос «Кто я?». Как говорит Сара Алпысовна, «познать себя должен каждый». Другой наш великий просветитель Шакарим Кудайбердиев утверждал в свое время: В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех…

Для создания эффективной системы  личностного развития  молодежи в учебных заведениях  технического и профессионального  образования, основанной на единстве духовно-нравственного и интеллектуального аспектов образования, необходимо решить следующие задачи:

·   обеспечить метапредметную роль самопознания в системе профессионального образования (общеобязательный предмет «Самопознание», интеграция общечеловеческих ценностей в содержание других предметов, усиление ценностного потенциала внеклассной воспитательной работы, дополнительного образования и социальных проектов  учащихся);

 ·   создать единое воспитательное пространство. Президент  Казахстана Нурсултан Абишевич  Назарбаев в своём послании народу Казахстана  «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА.  Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», сказал, что в конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом. Роль каждого неоценима в этом процессе. Добросовестно выполнять свои обязанности, получать качественные результаты труда, быть способным давать предложения по его оптимизации и рационализации может человек, который с любовью выполняет свою работу, предан своей профессии. Но и готов продолжить обучение на протяжении всей своей жизни в тех случаях, когда его труд   данной профессиональной  сферы становится невостребованным.  Это в свою очередь является социальной гарантией  успешности и адаптации к условиям современного мира, кризисным ситуациям в экономике.

В целом реализация Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» обеспечивает качество национальной системы образования, воспитывающей гармоничную личность с духовно-нравственными  ориентирами и жизненными навыками, необходимыми для жизни в современном мире.

И ключевую роль в достижении этого нового качества образования, конечно же, предстоит выполнить учебным заведениям.

Уважаемые коллеги, желаю вам вдохновения, каким будет наше будущее зависит от нас. Интегрируя  Программу нравственно – духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс учебного заведения мы построим счастливое будущее для наших детей, для себя, для нашего общества. Благодарю за внимание.


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.