KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Казахские традиции в воспитании девочек
Казахские традиции в воспитании девочек
14 мая 2016    Автор / Семенкина И.В. преподаватель колледжа «Самопознание» ГРЧ общепрофессиональных дисциплин

Индивидуальность, самобытность казахской женщины сложилась исторически. Само расположение Казахстана в центре Евразии определили образ казахстанской женщины, впитавшей в себя традиции Востока и Европы в равной степени. Этот факт в свою очередь привёл и к размыванию и нестабильности её портрета. Любая сильная и успешная нация имеет «портрет» своей женщины. Есть к примеру, устоявшийся образ независимой эмансипированнной француженки, шумной итальянки, загадочной арабки в парандже, покорной японки и т.д.

А казахская женщина? Какая она? Какова её репрезентация в современном обществе?

Ежегодно тысячи девушек предпочитают получать образование за рубежом. Не имея устойчивых культурно-исторических ориентиров, молодые девушки бросаются из одной крайности в другую. Поэтому в последнее время мы всё чаще видим в своей стране казашек, накрытых турецким хиджабом, либо перекрашенных полуженщин с бритыми затылками вместо длинной до пояса косы и часто можем видеть девушку с сигаретой в одной руке и коляской в другой и слышать ещё о такой проблеме как ранняя беременность и брошенные младенцы. Как далеко всё это от родного образа девушки Великой казахской степи...

С молоком матери мы впитываем в себя ценности, необходимые для становления Человека и Гражданина своей страны.И если учесть, что сегодня Казахстан – культурное, экономически конкурентоспособное  государство, динамично прорывающееся на пьедистал мирового первенства, имеющее огромный политический потенциал, то очень важно обратить внимание на воспитание самого главного достояния нации- казахских девочек и девушек.

Президент Казахстана часто обращает наше  внимание рассмотрению вопроса о том как воспитывать девочек - будущих матерей, хранительниц семейного очага. «...Наши  женщины никогда не носили хиджабы и не прятали лица»,- мы с уважением относимся ко всем представителям мусульманства, но у нас своя дорога»-  сказал Н.А. Назарбаев. В действительности казахи испокон веков с особым уважением относились к девушкам, не принижая в них личность, но вместе с тем, с детства прививали такие качества как скромность, сдержанность и воспитанность.

В народе понятие «честь – хрупкое, но в тоже время сильное как пламя чувство, зависящее от авторитета и уважения человека», поэтому в общении и отношении с другими оскорбления, неуместная грубость, рукоприкладство считались признаками невоспитанности и бескультурья. Народная педагогика широко использовала в воспитании подростков такие понятия, как «честь», «гордость», «достоинство», «целомудрие». Особенно с большой ответственностью и уважением относились к сохранению «целомудрия» девочек. Этому свидетельствуют многие исторические документы. Например, поступок Кабанбай батыра, который спас молодую девушку от бесчестия, позора и насилия Шаганака, говорят о его справедливости, понимании гражданского долга и наконец, уважении и почитании традиций отцов и прадедов.

Как уже отмечалось выше, в народе большое значение придавали «целомудрию» девушек. Значение поговорки «Девочке – в сорока домах запрет, в тысячи – проверка» была всегда актуальной. «Девушка – поступками и поведением» – в этой поговорке раскрываются желания народа видеть своих девочек воспитанными, скромными, отзывчивыми, негрубыми, покладистыми. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости семейных уз. Все актуальные народные идеи о чувстве меры, о чувстве долга, о благотворительности и доброжелательности, об умении оказывать помощь детям-сиротам, вдовам и людям с определенными недостатками и увечьями, нашли отражение в трудах великих казахских мыслителей, таких как Аль-Фараби, Баласагун, Кашгари.

Наряду с понятиями «честь», «достоинство», «целомудрие», в казахском народе широко употреблялись такие понятия, как «совесть», «стыд», которые отражали ценные и почитаемые человеческие качества. О сущности и значении этих понятий можно судить по таким пословицам-поговоркам и высказываниям, как: «Чувство меры, совесть, стыд и глубокая мысль – ценный дар», «Кто совестлив и стыдлив тот благовоспитан», «Девушка без стыда и совести как пища без соли, невоспитанный юноша как конь без сбруи» и др. Поэтому девочкам с детства внушали, что «честь и стыд дают возможность женщине стать возлюбленной». Девичья честь и уважение в народе считались признаками чистоты, благовоспитанности, добропорядочности, благородства и доброжелательности. Неписаные правила народных традиций воспитывали в детях почитание и уважение к старшим и родителям. Это все способствовало воспитанию и формированию в сознании девочек таких высоких чувств, как нравственность, патриотизм, ценные идеалы.

В женщине ценились такие умения, как сохранение спокойствия, благополучия и мира в семье, выполнение материнского долга, и проклинались такие качества, как сквернословие, выпивание спиртных напитков и продажа своего тела. Особое отрицательное отношение было к тому, что девушки сбегали из дому замуж без родительского благословения.

Национальным достоянием и ценностями считались родной язык, культура и искусство, обычаи и традиции, народные игры и празднества. Родной язык считался источником и началом духовного обогащения человека, через язык он познает родную национальную культуру, Родину и ее природные богатства. Чувство патриотизма воспитывалось в молодежи и подростках через привитие уважения и почитания национальных культурных и материальных ценностей.

К духовным культурным ценностям, воспитывающим и формирующим в молодежи чувства любви к Родине, патриотические и гражданские чувства можно было отнести произведения устного народного творчества (загадки и скороговорки, игры, притчи и легенды, сказки, пословицы и поговорки, эпосы и т.д.), музыкальные творческие, художественно-эстетические вкусы и способности развивались посредством народных песен, кюйев и айтысов, произведений прикладного искусства.

Одним из средств воспитания и формирования морально-нравственных качеств и этики общения девочек, которым уделялось большое внимание и значение, были народные обряды и приметы (приметы касающиеся человеческой деятельности, приготовления пищи, одежды и быта, особенности приветствия, манеры разговаривать, умение прощаться, просить прощение, умение благодарить и высказывать пожелания, восхваления и др.).

Материальные культурные ценности использовались как средства овладения трудовой деятельностью (производственной и сельскохозяйственной), привития к ним любви. Есть и много поучительного в казахской семье по опыту формирования у детей рассудительного мировоззрения к труду. Это начинается с простейших видов труда, переплетаясь с общественно важными делами. В казахской семье мальчиков учили присматривать за ягнятами и козлятами, готовить дрова, делать орудие труда из продукции скота (плетение узды, плети, шидер, выделывание кожи, изготовление оружия и т.д.), строить кошару, также приучили к кузнечному и ювелирному искусству, а девочек воспитывали убирать дом, мыть посуду, готовить пищу, шить кружева, ткать узоры, ухаживать за детьми, обслуживать гостей. В процессе трудового воспитания родители учили детей трудиться не только для себя, но и ради благополучия народа, почетного отношения к труду, понимания радости и наслаждения трудовой деятельностью.

Национальным долгом в казахском народе считался долг перед родителями и отечеством. Обязанности человека регулировали отношения между ним и обществом, помогали выполнять детям свой долг перед родителями и отечеством. Осознание чувства обязанности и долга напрямую связано с чувствами чести и достоинства, контролирующих сознание человека и дисциплину. Эти же понятия и качества воспитывались у девочек. Казахский народ высоко ценил и уделял большое внимание воспитанию у девочек таких положительных качеств и требований, как деловые, коммуникативные (способность к общению), соблюдение личной гигиены. Они были одними из высоких показателей национального народного воспитания. Подтверждением этому являются результаты многих исторических исследований. Например, А.И.Левшин в своем труде «Характеристика земель Киргизо-кайсакской орды» 1832г., особо отмечая любовь и уважение казахов к своим национальным традициям, качествам и достоинствам, писал: «...доброжелательность, умение прощать и жалеть, уважение к старшим, почет по отношению к пожилым, самые хорошие качества киргизов (казахов). Они никогда не забывали женщин, проявивших героизм и прославивших свой народ, давая им звание батыра, почитали землю, где родились и никогда не покидали ее». Это является одной из психологических характеристик казахского народа.

Нужно не забывая, отметить, что такие психологические особенности воспитывались женщиной-матерью. В воспитании национальных достоинств казахский народ придерживался определенных принципов   (природосообразности, народности, последовательности, системности и осознанности, достоверности, доступности, учет возрастных и индивидуальных особенностей) и использовал такие средства воспитания: А) произведения устного народного творчества (сказки, пословицы-поговорки, притчи и.т.д.). Б) обычаи-традиции (обычаи-традиции связанные с воспитанием детей, бытовые традиции, социально-культурные традиции, военные традиции и т.д.). В) национальные игры (народные игры, национально-спортивные игры, интеллектуальные игры и т.д.). Г) произведения прикладного искусства (мастерских, ювелирных, работы по дереву, коже и т.д.). Устное народное творчество казахов можно назвать школой гуманизма. Потому что в них раскрываются нравственные понятия, такие как гостеприимство, скромность, доброжелательность, жалость, обязанности и долг, честь и достоинство. Они являются значимыми принципами, регулирующими повседневную жизнь народа.

Воспитание детей казахский народ осуществил не методом наказания, а самыми эффективными, простыми путями метода объяснения, различными способами агитации, поощрения, внушения, обучения, разучивания и т.д. В этих целях широко использовали сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские речи и благословения, лирические и богатырские песни, легенды и притчи и др. жанры устного народного творчества.

В народе давно ясна истина, что девочки – это цветы жизни, девочки – это будущие матери, хранительницы очага, счастья и благополучия, от них зависит воспитание и будущее народа.

Наши прадеды, предъявляя множество требований повзрослевшим девочкам, давали напутствие для выполнения трех условий, необходимых в жизни:

1) Приобрести себе знания, которые могли быть образцовыми для других. Умные и воспитанные девушки – будущие воспитанные невестки и образцовые матери;

2) Неиссякаемое полезное для себя и будущей семьи дело, занятие. Такими могли быть умения и навыки шитья и вышивания, приготовления пищи, умения встречать и провожать гостей;

3) Найти себе хорошего спутника – то есть хорошего достойного мужа. Хороший спутник – будущее семьи. Спокойная и налаженная семейная жизнь считалась основным ключом жизни, поэтому девушки подходили к выбору своего спутника, мужа очень серьезно, уделяя большое внимание. В своем выборе девушки придерживались следующих требований:

• Воспитанность;

• Честь и достоинство;

• С широкой душой, умеющий прощать;

• Доброжелательность;

• Ум и образованность;

• Терпеливость и скромность;

• Моральная устойчивость;

• Отважность и героизм;

• Совесть и стыдливость.

У Баласагуни есть высказывание «Воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ». Аулы – считались центрами народной культуры, традиций и обычаев. Девочки аулов вырастали уважающими старших и старались быть опорой для младших, любящими свою родную землю, обладающими всеми ценными качествами, которые формировались и почитались в народе испокон веков. Для того чтобы девочки не вставали на скользкий путь, им с детства внушали, что в народе почитают и уважают воспитанных целомудренных девушек и презирают выходки и привычки, которые несовместимы с красотой, данной им от природы. На современном этапе воспитания подрастающего поколения, мы стараемся широко использовать принципы, традиции и обычаи народного воспитания. «Человек, не знающий своего родного языка, истории и культуры – человек без будущего» – это народное изречение хорошо раскрывает суть народного воспитания.

Поэтому мы считаем долгом каждого педагога воспитывать в детях уважение и почитание к народным традициям, истории жизни и быта, изделиям народного прикладного искусства. Справедливость и доброжелательность источники воспитанности, поэтому эти качества тоже педагог должен воспитывать в детях.

В Конституции Республики Казахстан написано: «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей», в программе «Казахстан – 2030» отмечается: «Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками. Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста?» тем самым в этих основополагающих государственных актах особое внимание уделяется судьбе подрастающего поколения.

Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является благим намерением. Наряду с этими народная педагогика призвана учить подрастающее поколение, которое сможет приумножить общественное богатство, широко использовать ценности духовной культуры нашего народа, приспособленного к правилам рыночной экономики. Она же ставит цель освоить виды традиционного труда народа, чтобы формировать многогранную активную, деловую, конкурентоспособную, одаренную, творческую личность с пробужденным национальным сознанием. 

comments powered by Disqus