KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль творческой деятельности, как объединяющая идея общечеловеческих ценностей
Роль творческой деятельности, как объединяющая идея общечеловеческих ценностей
13 мая 2016    Автор / Усманова Б.Н., Зам. директора по УПР Гуманитарного колледжа «Самопознание» ГРЧ

Духовно-нравственное воспитание является на сегодняшний день одним из главных компонентом системы всестороннего развития личности.  В настоящее время мы являемся свидетелями того, что утерены  нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Примеры тому можно найти повсеместно. Поэтому проблема нравственно – духовного воспитания  у молодого поколения, потребности к раскрытию общечеловеческих ценностей, к осознанию  общечеловеческих норм гуманизма очень актуальна.

Интеграция предмета «Самопознание» в творческую деятельность обучающихся колледжа призвана помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало, закладывает основы гуманистического мировоззрения.

Духовность, составляющая основу предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – духовном, нравственном и интеллектуальном.

Автор проекта, Сара Алпыскызы считает, что надо достучаться до сердца каждого человека и напомнить ему, что он – Человек, создание божье. А один из путей позволяющих достучаться до каждого обучающегося  это приобщение их к прекрасному, через привитие интереса к творческой деятельности.

А что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. И в своей работе педагогам важно вызывать у обучающихся с помощью произведений изобразительного искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Это возможно и тогда, когда обучающиеся  сами являются создателями какой-либо творческой работы.

В процессе творческой деятельности формируется общее умение учиться.При работе обучающиеся  сначала наблюдают, анализируют изображение,  поделку или другую  творческую работу, пытаются понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее они должны определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий, имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах, допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

В процессе работы предлагается рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве, но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Многие задания предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект.

В рамках  творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.  Также творчество способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств, таких как: ответственность, доброжелательность, самостоятельность, бережливость, любовь к природе,  аккуратность и другие. Включение обучающегося в различные виды деятельности, максимально развивает самостоятельность во всех её проявлениях.


Очень точно подметил в своем высказывании великий педагог  Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,Когда он живёт в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.  Без этого он – засушенный цветок».

Духовность - показатель развитости человека, оно необходимо в любом видедеятельности. Мощными средствами его формирования являются духовный уровень  и эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие тоже обладает огромным потенциалом дляформирования духовно-нравственной культуры личности. Условиями достижения духовного уровня в общении с художественным произведениемявляются: высокий духовный потенциал, заключенный в самом художественном произведении.Творческая деятельность  имеет широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Творческая деятельность, знакомство и приобщение  к  мировой культуре и искусству - все  это одно из необходимых условий  для формирования целостной гармоничной личности, творчески развитой индивидуальности, содействующей   духовному становлению студентов.


В повседневней суете иногда забываешь остановиться, задуматься и поразмышлять о практике общечеловеческих  ценностей. Различные виды творческой деятельности с обучающимися такие как рисование, аппликация и мозаика, лепкаи плетение, вышивание, оригами и другие прикладные техники, помогают успокоится, неспешнозаглянуть внуть себя, поразмыслить, созерцать, попытаться понять свой внутренний мир и найти дорогу к  внутреннему покою. Самонаблюдение и анализ изменений происходящих  в них при выполнении созидательной творческой работы в процессе практик общечеловеческих ценностей интегрированных в весь учебно-воспитательный процесс колледжа пробуждает больший интерес к духовности, нравственности.

Во время выполнения живописи, поделок декоративно-прикладного характера и других видов работ   есть возможность зарядиться  позитивным зарядом, удивляться, восхищаться и радоваться окружающему миру, задуматься, проявить  любовь ко всем существам. В процессе работы приходит понимание, что все ценности взаимосвязаны и едины. Говоря о одних, обязательно захватываешь и другие. Видеть в каждом единое целое, и в этом целом видеть  тонкость, красоту и свет каждого. Верить в уникальность любого существа, населяющего нашу землю. Не причинять вред ни себе, ни другим, совершать действия и поступки для облегчения страданий других. Видеть этот мир неделимым, где значение даже самого крохотного существа – велико. Это дает возможность студентам глубокого осмысления сущности общечеловеческих ценностей и следование этим ценностям в жизни.

Также во время занятий происходит обращение к природе. Во все времена природа была  неиссякаемым и вечным источником красоты.  В процессе работы идет осознание того, что человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может существовать. Поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

Еще одним из факторов используемых на занятиях является приобщение наших обучающихся  к ценностям отечественной культуры, формирование эстетических взглядов через восприятие  художественных образцов национального казахского искусства. Укаждого народа в воспитании потомков есть национальная индивидуальность. Задача сегодняшнего времени – опираться надуховное наследие казахского народа и широко его использовать. Чем больше и глубже обучающийся будет чувствовать своё родное искусство, быт, культуру, тем лучше он поймёт искусство и духовное наследие других народов. При этом шире раскрываются основы гуманистического мировозрения.

На основе примеров национального творчества казахского народа мы можем воспитать культуру высоких чувств и становление духовного мира личности. Воздействие на внутренний мир человека, его самосознание помогает преодолеть дисгармонию в обществе, помогает воспринимать общечеловеческие ценности. И поэтому, богатое устное поэтическое творчество, песенно-музыкальное, декоративно-прикладное наследие казахов до сегодняшнего дня  является неиссякаемым источником вдохновения для современности, эталоном воспитания нравственности современного общества и необходимым материалом для обучения подрастающего поколения. Все это помогает раскрыть внутреннее состояние студентов, когда душа живет в согласии с самим собой и окружающим миром.

О значимости народного искусства казахов писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Он указывал, что казахское прикладное искусство — проявление талантливости народа. Народных мастеров называют шебер, исмер, уста. Абай отмечает уважение, которым пользовались мастера: они, создавая орудия труда и инструменты, украшения и предметы быта служили для общества образцом трудолюбия и целеустремленности. Изделия умельцев украшали жизнь, а сам мастер воспринимался как воплощение физической и духовной красоты. Ему приписывали такие черты характера, как совестливость, вежливость, предупредительность, ум, образованность, что обязывало народного умельца трудиться качественно, тщательно и добросовестно. Абай пишет, что мастеров уважали не только за их талант и умение, но и как воспитателей подмастерьев - представителей молодого поколения. Освоение опыта, впитывание творчества мастеров, воспитание уважения к труду, вложенному в создаваемые ими предметы, в единстве составляют необходимые условия интеграции принципов нравственно-духовного образования  в исторически развивающуюся культуру.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство потомкам. В декоративно-прикладном творчестве ярко выражено стремление мастеров отобразить окружающую действительность, остановить, сохранить в памяти красоту окружающего мира.

В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В эти произведения вложена душа народа и поэтому предметы декоративно-прикладного искусства имеют такое огромное познавательное и эстетическое значение. Соприкосновение с ними помогает  проникнуться сердцем во внутренную красоту каждой работы, понять тот духовный посыл предков переданный через века.

Народное декоративно-прикладное искусство помогает  воспитывать чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности. Произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваемые обучающимися в процессе творческой деятельности  раскрывают нравственный потенциал идуховное развитие личности. Через них у молодого поколения есть возможность  осознавать свое высшее духовное начало.

«Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду», — это выражение принадлежит  М. Горькому и также дает представление о возможности использования предметов декоративно-прикладного искусства для эстетического и духовного раскрытия.

В процессе выполнения творческих заданий учащиеся начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения, но еще самое  важное, учатся  успокаивая чувства и эмоции  просто любить этот мир, отдавать свое творчество, вдохновение, способности, свою радость и спокойствие, любовь и покой. Больше и глубже они приобщаются к духовности, к определяющему началу в человеке, которое впитывается посредством  видения духовности в искусстве, в народной мудрости.

Творческая деятельность, художественная  культуры, эстетическое воспитание  для  интелектуального развития личности  очевидна, ещё более очевидна для становления её духовности и нравственности. Неоспорима важность и необходимость использования творческой деятельности способствующей формированию гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося,   глубоко постигающей собственное «я», раскрывающей духовно-нравственные жизненные ценности и ориентиры.

Соприкосновение с искусством и творчеством  пробуждает непрерывный процесс раскрытия лучших качеств человеческой натуры  и обогащения своего духовного мира. Возникает потребность делать добро, дарить любовь, проявлять заботу, то есть наполнить свою жизнь особенным смыслом и желанием служить обществу. Увидеть шедевры  живописи, раствориться в музыке виртуозного  звучания  скрипки, изучать исторические  процессы формирования обычаев  и традиций  народов, архитектуру городов мира, возникновение религий, лучших образцов декоративно-прикладного искусства  –  это  мировое духовное  наследие, исторически собранное человечеством,  бережно передаваемое  от одного поколения другому и способствующее духовному оздоровления общества.

comments powered by Disqus