KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Особенности преподавания духовно-нравственного образования «Самопознание» в технических и профессиональных учебных учреждениях по обновленной программе
Особенности преподавания духовно-нравственного образования  «Самопознание» в технических и профессиональных учебных учреждениях по обновленной программе
26 февраля 2016    Автор / Жошыбаева Г.С., директор Есикского гуманитарно-экономического колледжа, Алматинской области, Асимбекова А.И., преподаватель предмета психологии и самопознания Есикского гуманитарно-экономического колледжа, Алматинской области

Teaching Human studies at technical schools and colleges gives a big opportunity to every person to measure his\her personal achievements, lead to mutual understanding in their social life, to develop their skill and habit, to define potion view that give all at life and possible opportunities to realize all dreams.

All it is quotes above Judie at:”From the history of human heritage”, “In the world of human valuables”, “Good deeds”, “Everyone is an architecture of his own fortune”.

Key words: Human studies, morality, love, nonviolence, truth, peace, good behavior.   

      

Введение. Дисциплина  духовно-нравственного образования «Самопознание» на современном этапе является актуальным. Оно дает ответы на ряд вопросов: Что такое самопознание? Что значит познать себя?  Кто я?  Зачем я пришел в этот мир?  В чем цель  человеческой жизни?

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность человека. Глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас поразмышлять о будущем Казахстана, о  его молодежи.    Практическим решением данной задачи стала реализация проекта духовно-нравственного образования, через предмет «Самопознание».  Автором и инициатором идеи «Самопознания» и создания Центра «Бобек» является Первая леди Казахстана Сара Алпысовна  Назарбаева. В апреле 2003 г. «Учебно-оздоровительный центр «Бобек» определен главным координатором по апробации и внедрению экспериментальной программы «Самопознание» в организациях образования страны. В 2010 году эксперимент успешно завершен, учебные  и методические пособия прошли экспертизу МОН РК.

В 2010 году, приказом МОН от 15 января 2010 года № 6, предмет «Самопознание» введен в учебный план всей образовательной системы  Республики  Казахстан [1-16].

С.А.Назарбаева в поисках ответа на вечные вопросы писала: «Ни на минуту не сомневаюсь: чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вер­нуться к своим собственным истокам. Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети XX века. Ведь народ ис­покон веков владел и пользовался этими ценностями..., черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту за­были. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности - задача из задач для каждого... Или, если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке»[2-8].

Какая польза от прогресса и образования, если человек не может избавиться от гнева, алчности, зависти, живет  страдая и причиняя страдания другим. Об этом говорили великие казахские классики. Напримердуховный  восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы  предлагал ученым разработать и ввести в качестве обязательной для всех образовательных учреждений  «науку Совести». Он  полагал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над  всем; честный труд, совестливый разум, искреннее сердце... С младых ногтей нужно воспитывать в людях  чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить  в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения» [3-7].

Уроки самопознания можно назвать уроками совести,  поскольку совесть является проявлением всех духовно-нравственных ценностей.  Поэтому сегодня мечта Шакарима Кудайбердыулы осуществилась, так как уроки самопознания ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана.

Цель исследования. Раскрыть  теоретические, социальные,  психологические аспекты роли и значимости духовно-нравственного воспитания по обновленной программе дисциплины «Самопознание» в  технических и профессиональных  учебных  учреждениях Республики Казахстан.

Практическая реализация основных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей: истина, любовь, праведное поведение, ненасилие, внутренний покой через систему коммуникативных взаимоотношений, сферы  практической  жизни и деятельности.

Возрождение духовности как основы существования человеческого общества.   

Методы.

- Изучение биографии великих учителей человечества (Сократ, Платон, Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, Абай, Шакарим, С.Торайгыров, Б.Момышулы и т.д.)   с целью раскрытия  нравственно-духовной глубины предмета «Самопознание» через духовный опыт цивилизации, который концентрируется  в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества.

- Наблюдение-мониторинг за способностью учащихся реализовать полученные знания по духовно-нравственному воспитанию  в системе познания себя как субъекта собственных успехов , способность каждого раскрыть собственное «Я» и добиться саморазвития, самореализации  и самоактуализации в социальном обществе при выполнении  разнообразных  функций.

Основная часть.   Дисциплина духовно-нравственного образования «Самопознание» в Есикском  гуманитарно-экономическом колледже ведется с 2008-2009 учебного года. Для всех специальностей гуманитарного направления были разработаны программы. Данные программы были составлены с учетом основных принципов духовно-нравственного образования авторов  научных проектов (Р.А.Мукажанова, Г.А.Омарова).       

1. Особенности изучения программы:

Целью  обучения по старой системе было  формирование личности отвечающей социальным требованиям, развитие  способностей личности дающих ему возможность достижения цели в социальной среде. В  современной же  системе обучения  рассматривается преобладание воспитательного содержания  учебного материала над обучением , развитие духовно-нравственных  ценностей  личности.

Общее количество часов  по учебной программе «Основы содержания духовно-нравственного образования»  разработанной   в Есикском гуманитарно-экономическом колледже для всех специальностей гуманитарного направления составляет:

- на базе среднего образования - 68 часов;

- на базе общего образования - 36часов.

2. Цель и сущность преподования дисциплины «Самопознание»

Цель преподования дисциплины «Самопознание» - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях , живущих в единстве мысли , слова , дела [4-9].  В этом плане следует помнить заветы казахского поэта, философа, композитора, просветителя,  мыслителя, общественного деятеля, основоположника казахской письменной литературы  великого Абая, который еще в свое время писал, что «сосуд , хранящий ум и знания -  характер человека. Не будет пользы от учения,  если нет надежного хранилища для знаний» [5-1].

Только человек  с пробужденным духовно – нравственным самосознанием сможет отличить вечные ценности от временных, истинное от ложного, обрести счастье и сделать счастливее других.Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

·   Ненасилие – духовный уровень,

·   Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум),

·   Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова),

·   Покой – эмоциональный уровень (чувства),

·   Праведное поведение – физический уровень.

3. Если методами   преподавания предмета «Самопознание» в старом формате являлись:

- круг радости;                      - эпиграф урока;

- беседа;                                 - учебная информация;

- чтение;                                - от  сердца к сердцу  [6-11] ;

то  методами  преподавания предмета «Самопознание» в новом  формате являются:

- каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя;

цитаты урока помогают учащимся настроить на хороший лад: во всем окружающем мире, в других людях видеть только хорошее , слышать только хорошее, поступать только хорошо;

рассказывание историй вызывает интерес, захватывает внимание, внушает понятие, о ценностях без усилий и не вызывает у  учащихся сопративления. История при этом должна иллюстрировать какую-то ценность;

творческая групповая деятельность  поможет направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить друг с другом;

музыка и пение хором – это эффективные методы , помогающие детям как запомнить ценности ,  так и укреплять чувство спокойствия ,  любви и радости. Спокойная и гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и устанавливает в душе слушающего ощущение покоя и красоты настоящего момента  [7-9].

4. Базовое содержание предмета «Самопознание» включает в себя следующие разделы:  «Быть человеком»; «Человек и общество»;  «Мир и человек»; «Мир человечества»; «Творить себя в своей судьбе»; «Любовь основа жизни»;«Человек и мир»; «По законам гармонии».

     Для более углубленного раскрытия программы предлагаются следующие 4 раздела:

«Из глубины истоков человеческого наследия»

«В мире общечеловеческих ценностей»

«Дорогою добра»

«Человек –творец своей судьбы»

Темы первого раздела «Из глубины истоков человеческого наследия» разработаны с целью раскрытия  духовно-нравственной глубины предмета «Самопознание» через духовный опыт цивилизации, который концентрируется  в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества. Биография великих людей (Сократ, Платон, Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, Абай, Шакарим, С.Торайгыров, Б.Момышулы и т.д.)  являются примером ведения совершенной жизни в единстве мысли, слова , дела, а так же неисчерпаемым источником повышенных идей и вдохновения для учащихся всех возрастов.

Тематическое планирование второго раздела «В мире общечеловеческих ценностей» направлено на понятие учащимися общечеловеческих ценностей,  которые  не зависят от национальности, рассы, среды обитания. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Абсолютными общечеловеческими ценностями являются Истина,  Праведное поведение,  Покой, Любовь и Ненасилие.

В темах третьего раздела «Дорогою добра» созданы предпосылки для развития гуманистического отношения учащихся к культурному наследию человечества, осознания ими принадлежности к человеческому роду и своего пути к истине. Данный раздел предполагает осуществление через глубокое осмысление учащихся  важнейших человеческих ценностей

В четвертом разделе под названием «Человек –творец своей судьбы» рассматриваются темы о  нравственных качествах личности  сформированных на общечеловеческих ценностях и жизненном опыте. Размышление, наблюдение, частично-поисковая работа дает возможность учащимся делать соответствующие выводы и находить оптимальные пути решения тех  или  иных  жизненных  проблем.

5. В нравственно–духовном образовании важнее всего личность учителя, единство его мыслей, слов, дел, его личный духовный поиск и желание самосовершенствоватьсяДуховно-нравственное образование основано на взаимодействии учитель-ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя, как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития - это является основой методики преподавания самопознания как нравственно-духовного образования. «Надо реформировать не школу, а духовный мир учителя» говорил выдающийся педагог-новатор, основоположник гуманной педагогики  Ш.А.Амонашвили       [8-3].

Авторский проект нравственно-духовного образования  «Самопознание»  разработанный первой леди нашей страны С.А. Назарбаевой глубоко значим своей актуальностью и широко востребован  в системе образования.    Духовно –нравственная программа «Самопознание»  является жизненно важным необходимым проектом. Будущее проекта зависит от всего общества. На базе Есикского гуманитарно-экономического колледжа Алматинской области для реализации программы духовно-нравственного образования «Самопознание» создано общественное объединение «Содружество по духовно-нравственному образованию и воспитанию».

Основные цели и направления общественного объединения: Формирование и развитие  научной деятельности , духовно-нравственного воспитания с целью обмена опытом и создание условий для общения в этом направлении по Алматинской области Республики Казахстан.

Для выполнения указанной цели нужно реализовать  следующие задачи:

-  объединение  преподователей дисциплин  «Самопознание» и общества;

-  активное участие в  составлении и обсуждении  стратегических задач духовно-нравственного образования;

-  развитие личных и профессиональных взаимоотношений, межличностный обмен информацией ;

-  распространение  и  оказание помощи при распространении передового опыта.

-  привлечение молодежи и детей для ознакомления с программами и проектами духовно-нравственного обучения.

С целью реализации данного проекта на базе Есикского гуманитарно-экономического колледжа проведен ряд мероприятий:

- Научно-практический семинар  республиканского масштаба на тему: «Научно-методические основы преподавания программы духовно-нравственного образования «Самопознание» в новом формате», проведенный Есикским гуманитарно-экономическим колледжем  совместно с  ННПООЦ  «Бобек» Института гармоничного развития человека . (23 апреля 2014 год).

- Районная практическая конференция на тему: «Научно-методические основы преподования программы духовно-нравственного образования «Самопознание» в новом формате». В конференции участвовали  директора школ Енбекшиказахского района, преподователи дисциплины «Самопознание» , председатели родительского комитета. (24 декобря 2014 год).

-  Областной семинар на тему ««Самопознание» - современное требование педагогики». С участием начальников отдела образования Алматинской области, директоров  колледжей. (03 марта 2015 год).

Мы надеемся что в данном направлении будут задействованы все учителя образовательных учреждений, родители и все общество по  Алматинской области. И духовно-нравственное воспитание «Самопознание» найдет свое продолжение в республиканском масштабе, и за ее пределами.

Выводы.  Таким образом все современное образование должно прийти к пониманию духовной природы человека, иначе оно недостойно своего имени. Образованием в истинном смысле этого слова нельзя назвать процесс, с помощью которого можно научиться сводить концы с концами или эксплуатировать природу и своих братьев. Настало время, когда помимо изучения школьных предметов, следует давать детям возможность постичь умиротворение. Ученик должен знать, как быть всегда довольным и вести мирную и счаст­ливую жизнь

Заключение. В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что самопозна­ние - это наука о себе, с помощью которой мы начинаем осознавать свою истинную духовную природу.  Предмет «Самопознание» должен стать основой для ведения целеустремленной жизни в физическом мире, в сфере ума и в об­ществе. Он должен наполнить учащихся ментальной силой и твер­достью, чтобы они могли смело смотреть в лицо жизненным пробле­мам. Это самая лучшая наука, которая учит преодолевать трудности жизни, дарует внутреннее равновесие, на которое не влияют удары или благосклонность судьбы. Книги только наполняют ум, но лишь, практика, опыт, чувство и практические дела развивают интуицию и разум.

Уроки самопознания не подходят для развития способности дискутировать, критиковать или добиваться полемической победы над оппонентом. Они также не подходят для демонстрации владе­ния языком или логикой, для развития эгоистических желаний и амбиций. Содержание урока самопознания должно включать в себя возвышенные идеалы и разжигать пламя мудрости, раскрывать за­ложенные в ученике качества любви и истины, справедливости и морали.

В отличии от психологии на уроках самопознания мы познаем то общее, что есть в нас, мы познаем в себе Совесть, Любовь, Истину, стремление к совершенству и т.д. Изучение предмета самопознание позволяет обрести счастье, самореализацию, внутренний покой и гармонию.

 

Думай о хорошем,

Смотри на хорошее,

Слушай хорошее,

Говори хорошее,

Делай хорошее – вот путь к счастью!

 

Список литературы:

1.      Абай Кунанбаев. Слова Назидания.-Алматы: Жазушы, 1970.

2.      Абай Кунанбаев . Полное собрание сочинений  в 2-х томах .-Алматы: Наука, 1977.

3.      Амонашвили Ш.А. Как любить детей / Основы гуманной педагогики. –М..: 2012.

4.      Аль-Фараби. Социальные этические трактаты-Алма-Ата: Наука, 1973.

5.      Дунаев В.Ю.  /Трансформация системы образования : взгляд  философов/.-Алматы: Арыс, 2000.

6.      Есим Г. Наука совести - Алматы: Ратритет, 2008.-серия «Шәкәрім әлеті».

7.      Кұдайбердиев  Ш. Шығармалары / Құрастырған М.Жармұхаметов , С.Дәутов.-Алматы, 1988.-560б.

8.      Назарбаева С.А. Этика жизни.-Алматы 2001.

9.      Мукажанова Р.А. Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. Учебно - методическое пособие для учителей . –Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-176с.

10.  Мукажанова Р.А. Омарова Г.А. «Самопознание и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения. Учебно - методическое пособие для учителей . –Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2013.-128с.

11.  Манифест гуманной педагогики.-Бушети, 2011.

12.  Платон. Диалоги Сократа- М.: Мысль , 2007г.-197с.Самопознание.

13.  Учебная программа для общеобразовательных школ. / Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010.-74с.

14.  Самопознание: Хрестоматия студента. 1курс/ Кудышева Б.К., Джуманова Г.Ж., Серовайская Д.Е., Калиева Г.И., Сеилканова Г.Т., Керимбаева С.Р.-Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007.-308с.

15.  Я.Корчак . и  В.А.Сухомлинский О любви к детям: Сборник педагогических произведений и статей.-Донецк, 2011.

16.  http://bobek.kz/node/21

comments powered by Disqus