KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Педагоги Актобе в реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
Педагоги Актобе в реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
18 февраля 2015    Автор / Рысбаева Аршагуль Клышбековна

      В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» подчеркнута необходимость активизации духовной сферы, отмечается, что за 22 года суверенного Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют и составляют фундамент будущего нашей страны.

     Это ценности, которыми дорожит каждый казахстанец: Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка.

     В Послании Президента РК обращают внимание слова: «Развитая страна в XXI веке - это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?» Отвечая на поставленный вопрос, Нурсултан Абишевич, в - первую очередь, говорит о качестве образовательной системы.

     

     Ценностный потенциал страны, его рост и развитие напрямую связаны с системой образования, с повышением качества и разработкой инновационных учебных программ.

     Программа  нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание» является инновацией отечественного образования. На протяжении более 10 лет шёл эксперимент по апробации теоретических и практических материалов программы. В настоящее время началось повсеместное внедрение Программы НДО «Самопознание» в систему непрерывного образования Республики Казахстан.

     Согласно мировоззренческой концепции «Самопознания» целью образования является всестороннее целостное развитие ребёнка. Задача состоит в гармоничном развитии интеллектуального и духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения.

     Наблюдения показывают, что мы увлеклись заботой о развитии познавательных возможностей наших детей. Мы позаботились о том, чтобы наши дети освоили информационные технологии, знали много языков и умели критически мыслить. И совершенно забыли о духовно-нравственной стороне развития личности.

     Наши дети развиваются неплохо в интеллектуальном направлении, но достаточно ли они добры и милосердны? Способны ли они оказать в любую минуту помощь человеку, который в этом нуждается? Почему среди учащейся молодёжи участились случаи суицида? Как решить проблему воспитания личности с богатым внутренним миром? Как воспитать просто добрых людей? Ответы на эти и другие подобные вопросы можно найти в практической реализации Программы нравственно­-духовного образования «Самопознание», её интеграцией в другие учебные дисциплины.

     Актобе - один из городов, педагогам которого оказано большое доверие в апробации и реализации пилотного проекта обновленной Программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Особая роль принадлежит Областному Институту повышения квалификации педагогических работников «Орлеу» во главе с директором Кубеновой Шолпан Ивановной, сертифицированным тренерам Центра «Бобек» Токбасовой Айжан Серикбаевне и Каировой Кларе Урбисиновне, педагогам, которые прошли курсы повышения квалификации по данной Программе.

     Все учебные заведения, отобранные для пилотного проекта НДО «Самопознание» в г. Актобе, обладают хорошей материально-технической базой, включающей актовые залы, учебные кабинеты самопознания. Все они оснащены информационно­коммуникационными средствами, дающие возможность использовать на уроках самопознания инновационные образовательные технологии.

     Деятельность пилотных организаций образования нацелена на создание единого нравственно-духовного  образовательногопространства для развития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

     Основные задачи пилотных организаций образования по программе НДО «Самопознание» определяются обеспечением духовно-нравственного развития личности через качественное обновление содержания интеллектуальной подготовки и творческой деятельности; расширение ценностной основы внеклассной воспитательной работы, дополнительного образования и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся; осуществлением качественной подготовки педагогических кадров к реализации единого нравственно-духовного и образования и воспитания.

     Нравственно-духовное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрывать человеческие ресурсы ради социально- экономического, общественного и духовно-­культурного развития казахстанского социума.

     Педагоги Актюбинской области, изучая концептуальные основы Программы НДО «Самопознание», проявляют творческий подход, активность и инициативу в поиске форм организации работы по внедрению инновационной Программы в жизнь, дополнительных материалов, с помощью которых следует раскрыть суть общечеловеческих ценностей.

    А иначе нельзя. Только вдохновленное творчество и понимание ответственности помогут учителям в реализации идей Программы НДО «Самопознание».

     На уроках самопознания учащиеся познают суть понятий: истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие, нравственность, гуманность и др. Они учатся размышлять, обосновывать своё собственное мнение, прислушиваться к мнению другого человека, задавать вопросы себе и другим, отвечать на них, подкрепляя ответы примерами из жизни.

     Методические приемы и принципы построения урока, организации внеклассной и внешкольной работы требуют тщательного отбора как теоретического, так и практического материалов. Так, чтение трудов Сократа, аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Абая, Шакарима, Шалвы Амонашвили и других просветителей, ученых и педагогов дает возможность свободно ориентироваться в теоретическом материале Программы НДО «Самопознание», отбирать цитаты, отражающие ведущую идею урока, полноценно использовать методы беседы и рассказывания историй.

     На уроках самопознания часто цитируют Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают» или Абая: «Адам бол!» - «Будь Человеком!» На курсах повышения квалификации учителей лектора используют цитаты из книг Ш.А.Амонашвили: «Учитель - душа, носитель и даритель Света. Ученик - душа, ищущая, жаждущая Свет», «Школа - это лестница для восхождения души человека. Вдохновение - вдох нового».

     Интерес представляют самостоятельно выполненные задания слушателей курсов повышения квалификации педагогов г.Актобе. Так, в своем эссе учитель школы-гимназии № 17 Анна Николаевна Хабарова пишет: «Учитель - творец душ человеческих. На востоке это слово пишут с большой буквы, древние религии знают, что учитель - центр духовности, а духовность - это главная движущая сила развития общества. Исчезает духовность - наступает регресс. Разложение общества и его гибель». В эссе Дарьи Анатольевны Горбачевой читаем: «Зажечь свет» в каждом ребенке - вот задача, которую поставили перед нами на курсах по самопознанию. «Оживить» каждый свой урок, проживать его вместе с детьми - задача не из легких Но когда есть безграничная любовь к детям, когда ты рада каждому ребенку, хочешь его услышать, понять, раскрыть, я думаю, решение такой задачи найдется».

     Вникнуть в суть Программы НДО «Самопознание», осмыслить каждое слово концептуальных идей, а затем реализовать эти идеи на практике возможно только при тщательной самостоятельной подготовке педагогов, при работе над саморазвитием и самовоспитанием.

     «Мой педагогический опыт 16 лет, - пишет воспитатель дошкольной гимназии №7 «Арман» Римма Раисовна Асадуллина, - и за то время, которое я проработала в детском саду, я твердо решила для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь. Я стараюсь вселять веру в себя, быть во всем примером для детей, радоваться успехам детей, уметь чувствовать внутреннее состояние ребенка, сочувствовать и сопереживать ему».

     Выразить свое собственное отношение к процессу    самопознания, желание самосовершенствоваться, осуществлять гуманный подход к людям, относиться с любовью к каждому ребенку - об этом творческие эссе педагогов.

     Еще одно интересное сочинение-размышление принадлежит Ирине Федоровне Горбачевой: «Главнаяидея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание это ключ к преображению. Надо достучаться до сердца каждого человека и напомнить ему, что он Человек...Сейчас после бесед и лекций о доброте, о смысле жизни, о сущности человека и о его счастье, хочется все изменить в своей работе и в жизни, и начать сначала... Пусть будет мир в душе, мир в семье, мир в обществе и во вселенной. И это истинное благо человека».

     Практический опыт учителей на деле показывает высокую духовность и ценностный потенциал Программы НДО «Самопознание», значимость идеи Сары Алпысовны Назарбаевой, вселяющей веру в искоренение зла и насилия, в утверждение принципов доброты, милосердия, праведного поведения и бескорыстной любви.

     Уроки самопознания иначе называют Уроками Совести. Откровенный диалог учителя с учениками о жизненных приоритетах и принципах, обмен наблюдениями о фактах, происходящих в окружающем мире, стремление стать добрее, чище и лучше связаны с состоянием внутреннего мира человека. Прислушаться к голосу совести, подумать сердцем, принять решение сердцем - этому нужно учиться, и этому учат уроки самопознания.

     В реализации Программы НДО «Самопознание» педагогам г.Актобе пожелаем творческого вдохновения и удачи!

comments powered by Disqus