KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Казахстан – наш общий дом
Казахстан – наш общий дом
22 июня 2014    Автор / Б. Кудышева, Заместитель директора ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», Г. Джуманова, гнс ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек» Понимание – начало согласия. Бенедикт Спиноза

Цель: способствовать развитию гражданственности и казахстанского патриотизма.

Задачи:

- развивать чувство общего дома и приверженность государственным ценностям Казахстана;

- углублять гражданское понимание национальной идентичности;

- способствовать развитию умения позитивно общаться с представителями разных национальностей и религиозных конфессий. 

 

Ход занятия

 

Круг радости

О. Дымов

 

Казахстан

                                                            Дремала могучая, древняя,

                                                            покрытая степью земля.

                                                            На все четыре стороны

раскинулась она.

Султаном ковыль серебрился,

а в небе кружили орлы.

В степи жеребенок родился,

тучнели скотом табуны.

О! Если орлиным бы взором

окинуть страну довелось.

Пять Франций вместилось, без спора,

и Англии место б нашлось.

Веками к себе ты манила,

слетались сюда вороньем

монголы, татары, джунгары,

пытали огнем и мечом.

О! Сколько  страданий и бедствий

пришлось испытать степняку,

болезни, холод и голод,

да тяжкую дань богачу.

Но выстоял  гордый   и  вольный,

стремящийся к миру народ,

стараясь, работал до пота

и шел неуклонно вперед.

Эта земля нас сроднила,

дарила тепло и уют,

согрела нас всех, накормила

и многим дала здесь приют.

И вот не одно поколенье

мы вместе все дружно живем,  

с думой о хлебе едином,

да общие песни поем.

А в синей космической дали

парил наш крылатый Тулпар.

Златой удостоен медали

мой брат – казахстанец  Токтар.

Я степью сегодня любуюсь,

а мысли с парящим орлом,

взметнувшись до самого солнца,

застыл он на флаге твоем.

И слава твоя облетела,

как сокол степной много стран.

За мудрость народа, что в песнях воспели,

спасибо тебе, Казахстан!

                                                                                                 

Учебная информация

           

         Казахстан – полиэтническое государство, где проживают представители более 130 национальностей и каждая, храня свои обычаи и традиции, вносит достойный вклад в развитие суверенного государства. В нашей стране в мире и согласии сосуществуют представители более 40 религиозных конфессий. Глубинную суть казахстанского общества составляют взаимное понимание, терпимость, бережное восприятие духовных и культурных ценностей людей разных национальностей и вероисповеданий. Казахи говорят: «Основа счастья – в единении сил». Успешный опыт продуктивного сосуществования многих этносов в единой многонациональной семье – яркое подтверждение народной мудрости.

         Казахстанцы хорошо понимают, что дружба народов – это бесценное достояние. Без доверия между людьми разных национальностей, без равенства всех перед законом не будет процветания государства, а значит, и счастливой жизни.

         Каждый гражданин Казахстана хорошо понимает и чувствует, что наше единство – в сохранении нашего многообразия. Основной Закон страны неслучайно начинается со слов: «Мы, народ Казахстана…». Казахстанский народ – это единая общность, но в то же время каждый этнос самобытен, имеет свой язык, традиционные ценности, обычаи и обряды.     В Казахстане свободно развиваются все этносы. Созданы благоприятные условия для их самореализации. Государствообразующим этносом в Республике Казахстан является казахский. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в 1995 году была организована Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган при Главе государства.

         Духовным стержнем любого государства, нации, консолидирующим началом  является национальная идея, которая в самые сложные исторические периоды помогает народу выжить и выстоять. Наша национальная идея – казахстанский патриотизм, идея «Казахстан – наш общий дом». Именно эта идея, многолетнее совместное проживание разных этносов способствовало формированию особого казахстанского менталитета, присущего всем гражданам республики.

 

Дискуссия, беседа

         Вопросы для обсуждения:

·        Что для вас означает быть патриотом?

·        Как вы понимаете национальную идентичность?

·        Можно ли сохранить национальную самобытность в условиях глобализации?

·        Можно ли сочетать общечеловеческие ценности с национальными?

 

Знаете ли Вы, что в республике действует около 500 национально-культурных объединений, 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский, и узбекский), 170 воскресных языковых центров, где ведется обучение на 23 языках. Активно действует 101 национальная школа этнических меньшинств. В регионах функционируют 12 Домов Дружбы.

В мире людей сосуществуют самые разнообразные религии, но Бог един, как бы его по - разному ни называли. Эта идея является основополагающим принципом межконфессионального диалога,  согласия и плюрализма.

В 2003, 2006, 2009 годах в Астане прошли три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Именно Казахстан стал местом диалога мировых религий.  Около 70 % всех верующих в нашей стране составляют мусульмане, 25% - православные христиане, 5% - представители других религиозных конфессий (католики, протестанты, иудеи, буддисты, представители нетрадиционных религий). В республике функционируют более 4000 зарегистрированных  религиозных организаций различной направленности.

 

 

 

 

 

Задание

 

         В религиозных доктринах есть универсальные, общечеловеческие  принципы, определяющие отношение к людям:

 

• Христианство: Возлюби ближнего своего, как самого себя.

• Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему тогоже,чего желает себе.

• Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Спасающий одну жизнь, спасает весь мир.

• Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

• Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы тебе боль.

• Конфуцианство: Не делай другим того, чего не желаешь себе.

• Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.

 

Дискуссия, беседа

 

      Вопросы для обсуждения:

·        Подумайте, какие нравственные качества в отношениях между людьми они благословляют?

·        Какой из принципов вы считаете самым важным в своей жизни?

Творческая деятельность

 

«Мозаика дружбы»

Многонациональная культура нашего государства дает нам уникальную возможность узнать интересный и самобытный мир каждой отдельно взятой личности. Задумайтесь, сколько разных национальностей представлено в вашей студенческой группе? К какому этносу принадлежите вы сами?

Подготовьте творческую работу, которая в полной мере могла бы раскрыть неповторимую индивидуальность вашей этнической культуры. Ваш творческий проект может быть осуществлен по вашему выбору в различных жанрах искусства, например, в литературе, живописи, прикладном искусстве и т.д. 

Итогом выполнения данного задания должна стать выставка-презентация всех подготовленных учащимися творческих работ.

Перечислите позитивные качества национальностей, с представителями которых вы общаетесь.

 

Упражнение, разминка

 

«Глава государства на день»

Данное упражнение поможет вам четче сформулировать свои политические взгляды, понять лучше свою позицию по некоторым важным политическим вопросам, а также осознать, какими ценности должны быть положены в основу  политики. В течение 10 минут самостоятельно заполните анкету.

Встаньте в общий круг. Некоторые из вас по желанию могут пред­ставить группе свои политические взгляды. Это может происхо­дить в форме интервью по изложению своих политических взглядов в течение трех минут. Другие участники могут задать респонденту по одному вопросу.

Вопросы должны быть нацелены на прояснение и более четкое  формулирование  политической позиции интервьюируемого. С одной стороны, важно задавать вопросы, позволяющие оп­ределить, почему респондент так высоко или так низ­ко ценит то или иное политическое убеждение. С другой сто­роны, не менее важны вопросы, направленные на понимание последствий, к которым может привести определенная сис­тема ценностей. Так, к примеру, кто-то может спросить: «Вы хотите выделить больше средств на содействие разви­тию бедных стран и утверждаете, что вас особенно беспо­коит вопрос об ответственности богатых перед бедными. Можете ли объяснить, почему такое большое значение вы уделяете этой ценности?» Кто-то другой может спросить: «Подумали ли вы о том, что произойдет, если индустриально развитые страны действительно будут выделять очень боль­шие средства на содействие развитию бедных стран?» Следи­те за тем, чтобы вопросы были направлены не на критику или высмеивание политических взглядов интервьюируемого, а на их уточнение и обсуждение.

 

Анкета  «Глава государства на день»

 

Еслибы Вы были главой государства, на что бы Вы выделили больше всего средств?

·                        Содействие развитию бедных стран

·                        Оборона своего государства

·                        Оздоровление городской среды

·                        Поддержка сельского хозяйства

·                        Развитие народного образования

·                        Развитие транспортной сети

·                        Охрана окружающей среды

·                        Поддержка промышленности

·                        Развитие космических исследований

·                        Борьба с бедностью внутри страны

 

Подумайте, пожалуйста, как вы устанавливаете свои приоритеты, и расположите предлагаемые вами меры в определенной последовательно­сти, дав каждой из них порядковый номер. Теперь подумайте, какие цен­ности или убеждения связаны у вас с каждой из мер, и кратко опишите это. Например, если вы считаете, что важно развивать народное обра­зование, то обоснуйте свое убеждение: «Каждый человек имеет право раз­вивать, насколько это возможно, свои способности» или «Знания по­могают человеку выжить».

После этого напишите, по каким соображениям вы выбрали области, на которые следует выделить больше всего и меньше всего средств. Напишите свои аргументы.

 

Размышления на заданную тему

 

Поделитесь размышлениями на следующие темы:

·    Родину забыть нельзя. Нет более благородной болезни, чем тоска по Родине. Гаман

·    «Кто твой друг?» - спросили мудреца. И он ответил: «Мой лучший друг тот, кто является лучшим другом моего народа». Китайская мудрость

·    «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру». Дмитрий Лихачев

 


comments powered by Disqus