KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Гуманитарные знания – основа нравственно-духовного формирования будущих учителей
Гуманитарные знания – основа нравственно-духовного формирования будущих учителей
09 июня 2014    Автор / Г. Токкулинова, к.п.н., доцент ЖГУ им. И.Жансугурова

В подготовке будущих учителей программа нравственно-духовного образования «Самопознание» имеет особое значение, так как именно учитель является проводником в массы идей нравственности, человечности, ответственности и высокой морали. Можно с уверенностью сказать, что в основе данной программы лежат гуманитарные знания.

В профессиональной подготовке студентов педвуза важно сделать акцент на гуманитарное познание, которое обращено на обогащение духовного мира личности, на развитие индивидуально-творческих способностей. Особо следует отметить в содержании нравственно-духовного образования гуманитарное познание, ориентированное на личную систему ценностей и смысла жизни обучающегося. В этом плане такие формы вузовского обучения как самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП) и самостоятельная работа студента (СРС) могут сыграть значимую роль, направляя обучающихся на саморазвитие и самовоспитание личностно-профессиональных качеств, определяемых гуманизмом, толерантностью, добропорядочностью и т.п.

По В.П. Зинченко, основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, которое следует определять как «живое знание» и которое рождается «здесь и теперь». По М.К. Мамардашвили, гуманитарные знания – есть «становящиеся» знания. Ю.В. Сенько пишет: «чтобы знания одругом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – личностный смысл».

Таким образом, в системе образования наблюдается переход от предметноцентрированной парадигмы к гуманитарной, в центре которой целостная личность, ее духовный мир и индивидуальные особенности.

Гуманитарные знания включают совокупность общечеловеческих ценностей, которые базируются на уважении к Человеку, на возвеличивании гуманной Личности.

Сторонники гуманистической педагогики отмечают переход от простого изложения учителем фактов к формированию у учащихся умений выявлять сущность изучаемого, понимать смысл, переход от наличия вещи к осмыслению ее ценностного содержания.

В процессе обучения важно придать содержанию изучаемого материала его ценностный характер, осознать собственную причастность к окружающему миру, определить возможности развития как личностно, так и профессионально значимых качеств.

Интеграция учебного предмета «Самопознание» в дисциплины естественно-научного и гуманитарного циклов способствует обеспечению процесса непрерывного нравственно-духовного образования студентов. Здесь решаются задачи умственного, эстетического, экологического, нравственного, трудового и физического воспитания. Вне сомнения, деятельность вузовского преподавателя требует многогранной подготовки как в теоретическом плане, так и на технологическом уровне.

Исследовательский поиск нацеливает педагогов на разработку дидактических и методических материалов по «Самопознанию» как дисциплине, выполняющей миссию гуманитаризации учебно-воспитательного процесса вуза.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.