KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Влияние личности преподавателя на духовно-нравственное развитие студента на занятиях по самопознанию в высшей школе
Влияние личности преподавателя на духовно-нравственное развитие студента на занятиях по самопознанию в высшей школе
05 мая 2014    Автор / Э. Исхакова, ст. преподаватель кафедры теоретической и практической психологии КазГосЖенПУ, г.Алматы

Духовное возрождение общества непосредственно связано с гуманизацией образования, сущность которой заключается в абсолютной ценности человека, приоритете его прав на свободное развитие и полноправную реализацию способностей и интересов. Реализация гуманистической парадигмы требует от системы высшего профессионального образования иных подходов к подготовке специалистов. Возрастает роль духовно-нравственного образования как основы общественного развития, обеспечивающей интеграцию современных идей и концепций, распространение и воспроизводство их на социальном и личностном уровнях. Именно образование на гуманистической основе рассматривается как феномен культуры, что предполагает развитие системы ценностных отношений личности к миру и к себе в этом мире, в связи с чем особую значимость приобретают проблемыпсихологического взаимодействия личности преподавателя и студента на занятиях по самопознанию в высшей школе.

Проблема духовности и нравственности имеет в научной психологической мысли богатую историю, начиная с античности до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин, И. Кант, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский, А.С.Макаренко, Б.С.Братусь, Н.А.Коваль, В.И.Слободчиков, К.Д.Ушинский, В.Франкл, Ж.Пиаже и многие другие). Состояние современного  общества требует не только изменения подхода к образованию как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, свой внутренний духовный мир, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.

Так, И.Ф.Гербарт утверждал, что достоинство человека не в знании, а в желании, последнее же лежит в добродетели. Но добродетель есть идеал, а приближение к нему есть нравственность. К.Д.Ушинский отмечал, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф.Лесгафт видел главную задачу в образовании человека, умеющего владеть собой и реализовать себя в обществе. П.Ф.Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А.Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В.А.Сухомлинский считал нравственно-духовное развитие системообразующим фактором образования.

Сегодня как никогда актуально создание психологических основ духовно-нравственного развития и воспитания молодежи, выявление условий эффективности и разработка программ оптимального психологического процесса взаимодействия «преподаватель – студент».

Духовно-нравственное развитие личности студента – будущего специалиста-педагога – обеспечивается комплексным развитием, взаимодействием и реализацией в профессиональной подготовке личностного потенциала студентов и, прежде всего, свойств, составляющих ценностный и духовный потенциалы личности. При этом духовность как детерминирующий компонент духовно-нравственного развития личности представляет собой сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, выражающуюся в уровне свободы, ответственности, смысла, трансцендентности, любви, стойкости, влиятельности личности и основывающихся на этих качествах способностях: давать духовно-нравственную оценку всему происходящему вне и внутри себя; действовать в соответствии с собственной системой духовно-нравственных ценностей.

Главными психологическими условиями оптимального духовно-нравственного становления и развития личности студентов на занятиях по самопознанию предполагаются:

-    формирование адекватного отношения к людям,

-    формирование здоровой личностной самооценки,

-    достижение необходимого уровня трансцендентности – ориентации личности на высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

В качестве психологического механизма, определяющего динамику этих процессов, является качество процесса взаимодействия«преподаватель –студент» на занятиях по самопознанию.

Личностный потенциал специалиста (преподавателя) определяется как система свойств личности, составляющих основу его личностного, в том числе профессионально-личностного развития, и обеспечивающих достижение соответствующего уровня результатов в профессиональной деятельности, в развитии соответствующих качеств  в личности студента, формирование самоактуализирующейся личности, которая находит свое выражение в уровне свободы, ответственности, осознания смысла жизни, любви, стойкости, влиятельности и трансцендентности личности.

А. Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью, более полной, чем средний индивид. Речь идет не о судьбе, не о везении, а об умении использовать свой внутренний потенциал.

На занятиях по самопознанию качественная сторона взаимодействия «преподаватель – студент» как психологический механизм,  представляющий собой совокупность ведущих условий и факторов, обеспечивает развитие самоактуализирующейся личности, как студента, так и преподавателя.

Положительная динамика этого процесса достигается на основе использования в образовательном процессе механизма нравственно-психологического конструкта, который А. Маслоу и  К. Гольдштейн называют «самоактуализирование». В противовес самоактуализированию, по исследованиям ученых, выступает манипуляция. По Э.Шострому, манипулятор – это неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость. Рассмотрим основные контрастные характеристики крайних типов, которые нам дают возможность ярко отследить плюсы и минусы процесса психологического взаимодействия, а также подвести к осознанию значимости этого ключевого процесса (см. таблицу 1):

Таблица 1

 

Манипуляторы

 

 Актуализаторы

Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное» видение, то есть видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.

Осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес). Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни

Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие  для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента.

Свобода (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Он – хозяева свой жизни, судьбы.

Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы и маневры, «ломают комедии», разыгрывают роли, всеми силами стремятся  произвести впечатление

Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были. Их характеризуют чистосердечность, выразительность.

Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.

Доверие (вера, убеждение). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.


Таким образом, качество процесса взаимодействия «преподаватель – студент» на занятиях по самопознанию в высшей школе обеспечивается путем совокупности ведущих условий и факторов, идущих от личности преподавателя, его духовно-нравственного потенциала, позитивного настроения, глубокой осознанности процесса  воздействия на личность студента с целью  укрепления высших духовных общечеловеческих ценностей.


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.